РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Мэтт Дэймон рассказал о съёмках в фильме "Последняя дуэль" Ридли Скотта

Актёр выступает в картине не только в качестве актёра, но и – в компании с другом Беном Аффлеком – является сопродюсером и соавтором сценария
Мэтт с женой Лучаной на премьере фильма "Последняя дуэль".
Arturo Holmes / Getty

В "Последней дуэли" честолюбивый рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) вызывает на дуэль своего бывшего друга Жака Ле Гри (Адам Драйвер) после того, как его супруга Маргарита (Джоди Комер) обвинила Ле Гри в изнасиловании. Дуэль предполагает смерть одного из участников, поэтому фильм держит в напряжении до самых титров.

Ваш герой готов идти в отстаивании своей чести до конца. Вы согласны с его поступками?

Жан де Карруж, которого я играю, уверен, что защищает своё имя и репутацию. Но это только с его точки зрения. Если вы посмотрите на него глазами Маргариты, его жены, то увидите, что он слишком честолюбив, даже где-то эгоистичен, потому что жаждет славы и внимания, но при этом напрочь забывает о чувствах супруги. А её вообще-то ждёт жуткая смерть на костре, если он проиграет дуэль. Все вкладывают разный смысл в понятие "честь", и это как раз то, что мы исследовали в "Последней дуэли". Мы привыкли романтизировать поступки рыцарей, но всегда упускали причины их решений и последствия для окружающих.

Говоря о том, как показана женщина в фильме, – кажется, что это очень феминистическое кино. Это так?

Если посмотреть на архитектуру сценария, то можно увидеть, что сначала рассказана одна мужская история, потом другая и лишь в конце – женская. В двух первых жизнь Маргариты полностью игнорируется, она лишь объект и собственность, у которой есть функция, зато в последней главе её мир обнажается сполна. Я поймал себя на мысли, что раньше, когда смотрел фильмы про рыцарей, никогда не обращал внимания, что в них практически нет женщин. Поэтому в нашем фильме мы это исправили. Важно отметить, что Маргарита – единственный человек в картине, который воспринимает себя как личность. Поэтому глава о ней даёт совершенно другое понимание фильма в целом.

Несмотря на то что Маргарита была изнасилована, в Средние века это всё равно воспринималось как измена. Как вы относитесь к этому понятию? Стоит ли прощать неверность, на ваш взгляд?

Это сложный вопрос, всё зависит от брака. Что же касается "Последней дуэли", Маргарита была изнасилована, но, несмотря на то что она стала жертвой, её ситуация всё равно расценивалась как супружеская неверность. Она безумно храбро ведёт себя, когда признаётся в этом мужу, он же попросту мог её убить! Потом Маргарита вновь идёт на риск, рассказывая об этом друзьям и родственникам, снова и снова обрекая себя на позор. В конце концов она говорит о своей ситуации королю. Это очень храбрый поступок.

Какие сцены были самыми сложными?

Из-за того, что у нас были сцены, которые нужно было снять несколько раз с разными эмоциональными оттенками, нам приходилось внимательно следить за деталями. Адаму и Джоди, конечно, нелегко дались сцены изнасилования. Чтобы они выглядели реалистично, мы привлекли к их созданию огромное количество людей: психологов и сексологов, специализирующихся на сексуальном насилии и травмах. Они отсматривали снятые сцены и присутствовали непосредственно на съёмках, а режиссёр Ридли Скотт постоянно делал записи, после которых мы добавляли в сцены нужные элементы или убирали ненужные. Мы хотели быть реалистичными и в то же время не хотели никого ранить или задеть слишком правдоподобной картинкой.

В "Последней дуэли" Дэймон работал со своим старым партнёром и другом Беном Аффлеком.
Carlo Allegri / Getty

Одним из очевидных достоинств картины являются потрясающие декорации и костюмы. Сложно было носить доспехи?

Наш рыцарский "гардероб" был бесподобно создан художницей Джэнти Йэтс. Я уже работал с ней в "Марсианине" и сейчас снова был в восторге. Латы не только выглядели в духе времени, но ещё и справлялись со своей функцией – в них можно было ходить, бегать, сидеть на лошади, они не сковывали движений. Это всё было важно для последней дуэли, потому что в книге она прописана в настолько ярких деталях, что нам хотелось повторить каждую.

В "Последней дуэли" вы снова работаете со своим старым партнёром и другом Беном Аффлеком. Начинали вы ещё в 1997 году на съёмках "Умницы Уилла Хантинга". Задумывались ли вы тогда, что всё так удачно сложится и вы будете снимать свои фильмы?

Если кто-нибудь 30 лет назад сказал бы мне, что мы с Беном будем делать свой фильм, сниматься в нём, писать сценарий, продюсировать и плюс ко всему крепко дружить, я бы этому не поверил. Но я был бы очень рад это услышать, честно. Очень классно, что наша жизнь сложилась так.

А есть у вас ощущение, что 30 лет назад в Голливуде всё было иначе? Как изменилась – если изменилась – отрасль сейчас?

Сейчас всё очень, очень сильно поменялось по сравнению с теми временами, когда мы только попали в Голливуд. Те фильмы, над которыми я смеялся в голос или ронял слезу, сейчас вряд ли вызовут у зрителей такие же чувства. К тому же технологии сделали огромный шаг вперёд, поэтому иногда зрители приходят не столько за сюжетом, сколько за мурашками по коже от спецэффектов.

Есть ли что-то, по чему вы скучаете из голливудской эпохи девяностых,  с которой вы начинали?

Конечно! Я очень скучаю по жанрам, которые буквально испарились – в частности по хорошим драмам. Они практически исчезли. Если их и снимают, то приходится добавлять в них элементы триллера, какую-то эпичность... А «голые» драмы, в которых люди просто переживают, где есть глубокие диалоги, уже мало кого цепляют.

Мэтт Дэймон на Каннском кинофестивале.
Andreas Rentz / Getty

5 фактов о звезде:

  1. Происхождение: Семья Мэтта далека от искусства. Отец – налоговый инспектор, мама – специалист в области образования в младших классах. В жилах актёра течёт шотландская, английская, финская и шведская кровь.
  2. Призвание: В 16 лет Дэймон понял, что хочет стать актёром. Родители разрешили ему поехать в Нью-Йорк, чтобы попробовать себя в кино, но при условии, что обеспечивать себя парень будет сам.  
  3. Судьба в лице друга: С Беном Аффлеком они не только дружат с 8 лет, но и состоят в отдалённом родстве. Первый громкий успех друзья обрели после выхода драмы "Умница Уилл Хантинг", сценарий к которой они написали вместе.
  4. Актёрские подвиги: Для роли в фильме "Мужество в бою" (1996) тогда ещё начинающий актёр Мэтт Дэймон за несколько месяцев похудел на 21 кг.
  5. Семья: С женой Лучаной Барросо они вместе уже 16 лет. Пара воспитывает четверых детей – трёх общих дочерей и дочку Лучаны от первого брака.