Каждый, кто был Музее-заповеднике "Коломенское-Измайлово", видел в его залах красивейшие старинные печи и панно и наверняка слышал, что здесь хранится одна из крупнейших в России коллекций изразцов. В Измайлово для них отвели даже отдельный зал постоянной экспозиции. Рядом с ним сейчас открыли ещё одну, рассказывающую о тех, кто изразцы делает – о строгановской школе керамики.
– Коломенское давно дружит с Университетом Строганова, и к его 200-летию, которое отметят в будущем году, мы решили рассказать о его мастерах, – рассказала Metro куратор выставки Екатерина Чернецкая. – В Строгановке изучают русские изразцы, реставрируют, студенты делают их копии.
Русская керамика – многовековое искусство, самые ранние изразцы на выставке относятся к XIV – XV векам. Сначала они были украшением для храмов и дворцов, в петровское время мода на архитектурную керамику сменилась на керамику для интерьера – печей и других элементов внутренних помещений.
Особый вклад в искусство керамики внесла именно строгановская школа, которая всегда славилась творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного тогда русского стиля, позже именно здесь создавались смелые проекты конструктивистов. Революционность и смелость соединились со знанием народной традиции.
На выставке в Измайлово показывают около 300 экспонатов – от фрагментов изразцов XIV века до посуды, предметов интерьера, скульптуры и пространственных композиций. Metro рассказывает о нескольких артефактах.
Автор этой плитки – Давид Ципирович, уроженец города Херсон, который до Октябрьской революции успел получить образование в Парижской школе изящных искусств, а потом уехал в Италию, в город Дерута, где расположено насчитывающее 400 лет истории производство майолики. Художник прожил там 4 года и создал около 200 произведений, включая наружные и интерьерные панно. В Италии до сих пор остались его работы, а стиль художника узнаваем даже в современной продукции фабрики. Одна из улиц Деруты даже названа именем мастера – Via Zipirovich. В 1927 году он вернулся в Россию и работал в Институте силикатов в Москве, который занимался разработкой экспериментальных изделий для строительной индустрии, затем в творческой мастерской Дворца Советов. Со Строгановкой художник был связан тем, что её студенты у него учились в период, когда в Институте силикатов размещалась керамическая мастерская Строгановки.
Эта плитка интересна тем, что здесь голова советского красноармейца в будённовке встроена в типичный итальянский майоликовый орнамент: она упирается в фигурный щит с головами фантастических животных и фигурный постамент с рогами изобилия.
Это панно с красно-белыми всадниками создано в Институте силикатов. Его композиция – пример того, как советская власть перерабатывала старые, привычные глазу простого русского человека, религиозные символы в образы нового времени. В иконографии двух всадников явно есть отсылка к образу Георгия Победоносца.
В советское время начали активно использовать керамические панно для оформления интерьера, в том числе для украшения вестибюлей станций метро. Станция "Таганская" (кольцевая) декорирована именно таким образом. Интересно, что над землёй в том месте, где залегает станция, раньше располагалась Московская гончарная слобода. Это экспериментальная пробная модель в уменьшенном масштабе. Надпись создавала группа керамистов-строгановцев, в частности, одна из известных художниц, преподаватель кафедры керамики Университета имени Строганова Зоя Фёдорова.
Скульптуру создал Александр Белашов – классик отечественной анималистики, работы которого украшают Московский зоопарк, фонды Дарвиновского музея и московские улицы. Самое главное его детище невозможно привезти на выставку в Измайлово, но о нём здесь тоже рассказывают – это огромное, площадью 500 м² панно "Древо жизни", которое под руководством Белашова создавала целая группа художников-строгановцев в 1980–1987 гг. для оформления Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова. Для этого в Гжели даже был построен специальный цех, куда художники переехали жить. Когда настал период монтажа, поняли, что для этого нужны специалисты и позвали метростроевцев, которые и смонтировали грандиозную композицию в Палеонтологическом музее. Десятки изображений животных, выполненных почти в натуральную величину, смена главных эпох в развитии органического мира – жизнь в морях, освоение суши, динозавры, птицы и, наконец, возникновение человека. По поводу панно шли споры между учёными и художниками: если смотреть на эволюцию мира строго научно, то на панно должны были быть изображены преимущественно беспозвоночные. Но в итоге решили всё-таки оставить взгляд художников.