Место встречи изменить нельзя
По словам историка-москвоведа Павла Гнилорыбова, накануне революции в Москве было до 20 тысяч извозчиков. Они толпились у столичных вокзалов и навязчиво предлагали пассажирам свои услуги, например, поехать к гостинице “Дюссо” или “Метрополь”. Как известно, современные таксисты сохранили тактику своих предшественников.
Также лихачи-извозчики крутились около фешенебельных ресторанов: “Яр”, “Стрельна” “Мавритания”, “Эльдорадо”, у театров и ночных клубов. Тогда за право поджидать пассажиров у театров и ресторанов в городскую казну платили по 400–500 рублей в год. Эти деньги вполне отбивались.
Униформа и знаки
Извозчикам надлежало быть одетыми в синие кафтаны. Обязательно в чистые. За стилем и гигиеной современных таксистов в экономклассе, к сожалению, никто не следит.
На пролётке у каждого извозчика был обязательный номерной знак – прямо как на современных авто.
Штрафы за водку на рабочем месте
В 19-м веке извозчиков штрафовали очень часто, например, за матерщину. Известный столичный полицмейстер Александр Власовский писал в своих дневниках: “Замечено мною, что как легковые, так и ломовые извозчики обращаются с публикой, ругаются между собой, позволяя сквернословие, и вообще держат себя на улице крайне неприлично”.
Извозчикам предписывалось ездить по правой стороне улицы умеренной рысью, в переводе на “наши” – это 10–12 км в час. В темноте надо было включать “фары” – зажигать подвесные фонари. Запрещалось оставлять экипаж без присмотра.
Если извозчик вовремя не отъехал от входа в театр – трое суток ареста. Согревался водочкой на рабочем месте – ещё трое суток. Штраф часто равнялся дневному заработку извозчика – 5–10 рублей.
Сейчас пьяного водителя ждёт штраф – 30 тыс. рублей и лишение прав на 1,5 года. Штраф за неправильную парковку – 1500 рублей. А вот случаи грубого обращения с пассажирами и сквернословия хотя и нередки, но до судов практически не доходят.
От постоялого двора до агрегатора такси
Многие извозчики работали на хозяев постоялых дворов, такой себе аналог “агрегатора такси”. В день хозяину нужно было отдать 2–3 рубля из дохода. Отдельные хозяева постоялых дворов “опекали” по несколько сотен извозчиков.
Современные агрегаторы “поставляют” таксистам клиентов и забирают за это 17–25% от суммы заказа в виде комиссии.
"Ванька" экономкласса
Самой известной категорией извозчиков в России были “Ваньки” – чаще всего бывшие крестьяне, которые приезжали в Москву не от хорошей жизни. Такой “Ванька” был обычно с единственной лошадью-кормилицей, которую очень лелеял, потому что животное летом работало в поле, а зимой – в городе.
Другое дело “лихачи”, современный уровень “комфорт”, а то и бизнес-класс. У них были модные коляски с дутыми резиновыми шинами и откидным верхом и состоятельные клиенты: богатые купцы, офицеры и театральная богема. Чаще всего “лихачи” работали сами на себя. Такие “таксисты” никогда не просили за поездку меньше трёх рублей. Богатые москвичи не скупились и порой нанимали “лихачей” на всю ночь.
Заповедь пассажира – торгуйся с извозчиком
За одну посадку в Российской империи платили 50 копеек либо 1 рубль. А дальше включался “счётчик” по расстоянию. Твёрдых цен на извоз в России не было, заповедью москвича в 19-м веке было торгуйся с извозчиком!
Поторговаться можно и сейчас, но экономнее заказать машину через приложение.
Быт извозчиков-таксистов
Извозчики чаще всего собирались в чайных, трактирах либо у мест с водопоем для лошадей. Пили чай и водку. Ели калачи, сайки, весовой хлеб, баранки и дешёвую колбасу. Работали извозчики посменно: утром и вечером.
Большие хлопоты причиняло межсезонье. Нужно было менять сани на летние экипажи. Сейчас автомобилисты меняют зимнюю резину на летнюю.
Ломовые-грузовые
Если семье в Российской империи нужно было перебраться на дачу со всем своим скарбом, нанимали ломового извозчика, который приезжал не в экипаже, а на телеге, запряжённой тяжеловозами.
Сегодня при переезде вызывают грузовое такси с почасовой оплатой и, если нужно, грузчиками.