Metro разбиралось, как изменился "транспорт по вызову" за последние сто с лишним лет

С начала года ездить в московском такси стало заметно дороже из-за увеличения тарифов. Сто лет назад у извозчиков на столичных улицах четких цен не было - всё решал торг. Репортер Metro узнал, какими были такси в Российской империи
Metro разбиралось, как изменился "транспорт по вызову" за последние сто с лишним лет
Фото создано в 1920-1930-е гг, из коллекции Музея Москвы.
На извозчике. Негатив.

Место встречи изменить нельзя

По словам историка-москвоведа Павла Гнилорыбова, накануне революции в Москве было до 20 тысяч извозчиков. Они толпились у столичных вокзалов и навязчиво предлагали пассажирам свои услуги, например, поехать к гостинице “Дюссо” или “Метрополь”. Как известно, современные таксисты сохранили тактику своих предшественников.

Старая Москва. Театральный проезд. 1899 год.Справа старое здание гостиницы "Метрополь", слева - здание Малого театра.
Евгений Леонов / @ РИА Новости
Старая Москва. Театральный проезд. 1899 год.Справа старое здание гостиницы "Метрополь", слева - здание Малого театра.

Также лихачи-извозчики крутились около фешенебельных ресторанов: “Яр”, “Стрельна” “Мавритания”, “Эльдорадо”, у театров и ночных клубов. Тогда за право поджидать пассажиров у театров и ресторанов в городскую казну платили по 400–500 рублей в год. Эти деньги вполне отбивались. 

Униформа и знаки

Извозчикам надлежало быть одетыми в синие кафтаны. Обязательно в чистые. За стилем и гигиеной современных таксистов в экономклассе, к сожалению, никто не следит.

На пролётке у каждого извозчика был обязательный номерной знак – прямо как на современных авто. 

Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). "Извозчик за чаем", 1920 год. На картине можно увидеть тот самый синий кафтан, в который, как правило, были одеты извозчики.
Алексей Свердлов / @ РИА Новости
Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). "Извозчик за чаем", 1920 год. На картине можно увидеть тот самый синий кафтан, в который, как правило, были одеты извозчики.

Штрафы за водку на рабочем месте

В 19-м веке извозчиков штрафовали очень часто, например, за матерщину. Известный столичный полицмейстер Александр Власовский писал в своих дневниках: “Замечено мною, что как легковые, так и ломовые извозчики обращаются с публикой, ругаются между собой, позволяя сквернословие, и вообще держат себя на улице крайне неприлично”.

Извозчикам предписывалось ездить по правой стороне улицы умеренной рысью, в переводе на “наши” – это 10–12 км в час. В темноте надо было включать “фары” – зажигать подвесные фонари. Запрещалось оставлять экипаж без присмотра.

Если извозчик вовремя не отъехал от входа в театр – трое суток ареста. Согревался водочкой на рабочем месте – ещё трое суток. Штраф часто равнялся дневному заработку извозчика – 5–10 рублей. 

Сейчас пьяного водителя ждёт штраф – 30 тыс. рублей и лишение прав на 1,5 года. Штраф за неправильную парковку – 1500 рублей. А вот случаи грубого обращения с пассажирами и сквернословия хотя и нередки, но до судов практически не доходят. 

От постоялого двора до агрегатора такси

Многие извозчики работали на хозяев постоялых дворов, такой себе аналог “агрегатора такси”. В день хозяину нужно было отдать 2–3 рубля из дохода. Отдельные хозяева постоялых дворов “опекали” по несколько сотен извозчиков. 

Современные агрегаторы “поставляют” таксистам клиентов и забирают за это 17–25% от суммы заказа в виде комиссии. 

"Ванька" экономкласса 

Самой известной категорией извозчиков в России были “Ваньки” – чаще всего бывшие крестьяне, которые приезжали в Москву не от хорошей жизни. Такой “Ванька” был обычно с единственной лошадью-кормилицей, которую очень лелеял, потому что животное летом работало в поле, а зимой – в городе.

Другое дело “лихачи”, современный уровень “комфорт”, а то и бизнес-класс. У них были модные коляски с дутыми резиновыми шинами и откидным верхом и состоятельные клиенты: богатые купцы, офицеры и театральная богема. Чаще всего “лихачи” работали сами на себя. Такие “таксисты” никогда не просили за поездку меньше трёх рублей. Богатые москвичи не скупились и порой нанимали “лихачей” на всю ночь. 

"Лихач" возле дома Игумнова на Якиманке.
@ РИА Новости
"Лихач" возле дома Игумнова на Якиманке.

Заповедь пассажира – торгуйся с извозчиком

За одну посадку в Российской империи платили 50 копеек либо 1 рубль. А дальше включался “счётчик” по расстоянию. Твёрдых цен на извоз в России не было, заповедью москвича в 19-м веке было торгуйся с извозчиком! 

Поторговаться можно и сейчас, но экономнее заказать машину через приложение. 

Быт извозчиков-таксистов

Извозчики чаще всего собирались в чайных, трактирах либо у мест с водопоем для лошадей. Пили чай и водку. Ели калачи, сайки, весовой хлеб, баранки и дешёвую колбасу. Работали извозчики посменно: утром и вечером. 

Извозчики в чайной в Москве. 1920 г. Фотография из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР.
@ РИА Новости
Извозчики в чайной в Москве. 1920 г. Фотография из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР.

Большие хлопоты причиняло межсезонье. Нужно было менять сани на летние экипажи. Сейчас автомобилисты меняют зимнюю резину на летнюю. 

Ломовые-грузовые

Если семье в Российской империи нужно было перебраться на дачу со всем своим скарбом, нанимали ломового извозчика, который приезжал не в экипаже, а на телеге, запряжённой тяжеловозами.

Сегодня при переезде вызывают грузовое такси с почасовой оплатой и, если нужно, грузчиками. 

Извозчик-водовоз развозит воду по домам, в которых нет водопровода. Своего рода аналог современного грузового такси.
@ РИА Новости
Извозчик-водовоз развозит воду по домам, в которых нет водопровода. Своего рода аналог современного грузового такси.