По лабиринтам депрессивного сознания
Всё начинается с инвалидного кресла в коридоре психлечебницы – типичный кадр из фильма ужасов. Но настоящие “ужасы” ждут впереди, когда администратор наденет вам на голову шлем виртуальной реальности и отправит в психоделическое путешествие по депрессивно-фантастическому миру культовой писательницы.
Нажимая на педаль инвалидного кресла, я медленно выезжаю из больничного коридора куда-то в никуда. На самом деле я не двигаюсь, всё это только иллюзия, но иллюзия очень реальная, слышно даже, как скрипят колеса. Из сплошного белого тумана вырастают неоднозначные абстракции вроде переплетения кровеносных сосудов и пляски отрезанных, но всё ещё кровоточащих конечностей и женских грудей. Кадры меняются – и вот уже на тебя сыплются тысячи разноцветных таблеток и пилюль, в которые проваливаешься вместе с креслом, чтобы попасть в царство гигантских галлюциногенных грибов. Между грибами приходится маневрировать, вращая колеса инвалидного кресла, – будто в какой-то онлайн-игре.
Самое удивительное, что вся эта фантасмагория выглядит красиво, даже огромные тараканы хоть и нагоняют порядком жути, но с каким-то эстетическим оттенком. Безумное путешествие продолжается в жанре фэнтези и заканчивается апокалипсисом: эффектный закат на берегу реки исчезает в ядерном взрыве, после которого наступает ядерная зима. И всё это под музыку Дмитрия Курляндского, сложенную из фрагментов “Немецкого реквиема” Брамса.
Зрителям нравится
Впечатлений от увиденного и пережитого столько, что не хватает цензурных слов. Но журналист – существо закалённое и стрессоустойчивое, что же испытывают менее подготовленные зрители?
– Эта инсталляция пользуется большой популярностью, перед Новым годом у нас была запись на две недели вперёд, – уверяют сотрудники центра М`АРС. – И людям она нравится: все, как и вы сейчас, выходят из “больничного коридора” под впечатлением.
К слову, видеоряд, использованный в инсталляции, был создан художниками группы AES+F для иллюстрации пьесы, где нет ни персонажей, ни сюжета. Увидеть её можно будет в Электротеатре Станиславский.
Сама же Сара Кейн, автор пяти пьес и одной короткометражки, значительную часть своей жизни провела в разных клиниках для душевнобольных, пытаясь излечиться от маниакально-депрессивного психоза. Вылечиться ей так и не удалось, и в 1999 году она покончила жизнь самоубийством в одной из больниц. Саре было 28 лет. Пьеса “Психоз 4.48”, написанная ею перед самоубийством, стала своего рода предсмертной запиской. 4.48 – это время, когда она просыпалась в палате от мучивших её кошмаров.
VR-инсталляция рассчитана на зрителей 18+.