Звезда фильмов "Трансформеры" и "Тело Дженнифер" и самая сексуальная женщина 2008 года по версии For Him Magazine Меган Фокс призналась, что жизнь под микроскопом Голливуда даётся ей непросто, тем более что уже очень давно она ведёт борьбу с собственным телом.
Нет принятия себя
– У меня дисморфия (другое название дисморфофобии. – Прим. ред.) тела, – сказала Меган в интервью – Я никогда не вижу себя такой, какой видят меня другие люди.
Это ещё что такое. Дисморфофобия — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен незначительным дефектом или особенностями своего тела и постоянно думает об этом.
Несмотря на то что Меган Фокс обожают многие мужчины и восхищаются женщины, сама актриса призналась, что в её жизни не было момента, когда она любила бы своё тело и чувствовала себя уверенно, глядя в зеркало.
Расстройство, как правило, начинается в детстве или подростковом возрасте. Как и случилось у Меган Фокс.
– Когда я была маленькой, меня мучил навязчивый вопрос: "Почему я должна выглядеть именно так?"
И добавила, что её отношение к телу не связано с влиянием окружающих.
– Я выросла в очень религиозной среде, где на тело вообще не обращали внимания, – уточнила Меган в интервью. – Мне ещё предстоит много работы, чтобы принять и полюбить своё тело и избавиться от комплексов. Думаю, что мой путь к любви к себе будет бесконечным.
Обесценивание и критика
Дисморфофобию относят к группе обсессивно-компульсивных расстройств.
– Люди, страдающие этим расстройством, живут в страхе, что со внешностью что-то не так, они постоянно хотят в своей внешности что-то изменить, – рассказывает Metro Наталья Искра, детский и семейный психолог, кандидат психологических наук. – Они не принимают своё тело или его части. Обычно сосредоточены на одном или двух несовершенных органах – кому-то не нравятся уши, кому-то нос или угловатые коленки – и начинают на этом зацикливаться.
По словам эксперта, причин у расстройства несколько.
– Чаще это расстройство формируется в детстве под влиянием воспитания в семье, если ребёнка часто критикуют, оценивают и сравнивают с другими, которые умнее, успешнее, сильнее, талантливее, – объясняет Наталья Искра. – Мнение значимых взрослых очень важно в подростковом возрасте, особенно в период гормональной перестройки для девочек и мальчиков. Например, девочкам важно чувствовать восхищение отца. А Меган могла не испытывать этого.
Критиковать могут за оценки, а последствия скажутся на неприятии своего тела. Наталья Искра, детский и семейный психолог
Огромное влияние оказывает травмирующий опыт, который ребёнок испытал в детстве.
– Хоть Меган и говорит, что её отношение к телу не было связано с влиянием окружающих, возможно, она не помнит какие-то неприятные моменты из прошлого. Например, отец или кто-то из взрослых могли сильно обидеть её либо могли дразнить в школе за какую-то часть тела, – уточняет Наталья. – Часто такие вещи случаются в танцевальных и других высоко конкурентных коллективах. Ещё одна из причин возникновения данного расстройства сегодня – социальные сети. Они оказывают огромное влияние на психическое состояние детей. Подростки могут постоянно делать фотографии на смартфоны, чтобы лучше оценить предполагаемый недостаток, пытаясь скрыть стыд или смущение. В поисках уверенности они сравнивают себя с другими, что только усугубляет ситуацию.
Также, по словам психолога, причины могут быть и генетическими, и физиологическими: например, нарушение биохимии головного мозга, что приводит к негативному восприятию действительности, в том числе своего тела.
Пластические операции и суицид
Наталья Искра говорит, что люди с тяжёлым расстройством телесной дисморфии могут испытывать трудности в отношениях и бороться с тревогой, депрессией и даже с суицидальными мыслями.
– Последствием может стать переход в серьёзные расстройства пищевого поведения, такие как анорексия и булимия. В более старшем возрасте – огромное количество пластических операций, не приносящих удовлетворения, – объясняет Наталья. – Я видела девушку, которая оперировала свой нос пять раз и по-прежнему была им недовольна.
Кстати. Меган Фокс сделала множество пластических операций: несколько раз изменяла форму носа, губ, скул, век и разреза глаз, увеличила грудь, делала подтяжку лица, хотя к этой процедуре прибегают в более зрелом возрасте.
Самая лучшая профилактика от дисморфофобии, по мнению специалиста, воспитание в условиях безоценочности и безусловной родительской любви, внимании и заботе. И взрослым важно не допустить, чтобы небольшое недовольство внешностью переросло у ребёнка в навязчивую идею.
– К сожалению, у детей и взрослых, страдающих дисморфофобией, обычно отсутствует критика. Они не понимают, что на самом деле вес нормальный, уши красивые, а кожа – чистая, – объясняет Наталья. – Если симптомы выражены не сильно, то можно подождать и понаблюдать, часто всё это проходит вместе с подростковым возрастом. Если речь идёт о взрослом человеке, необходима консультация врача-психиатра и затем, в зависимости от его обследования, психотерапия. Варианты лечения различаются для каждого пациента, но, как правило, рекомендованы сочетание когнитивно-поведенческой терапии и приёма препаратов.