Пойти по стопам своего деда Степана Абрикосова, бывшего крепостного крестьянина, выкупившего вольную и открывшего небольшую кондитерскую, Алексей Иванович мечтал с детства. Он жил очень скромно, откладывал средства. А в 23 года наконец приступил к реализации идеи. К слову, в то время он женился на дочери парфюмерного и кондитерского фабриканта Агриппине Мусатовой. В качестве приданного тесть дал 5 тысяч рублей, которые тут же были вложены в дело.
– В те годы никто не женился по любви, выбирали по уму, – рассказывает Metro Дмитрий Абрикосов. – Такие браки, как правило, были очень долгими и счастливыми по определённым параметрам. Женились и выходили замуж, чтобы рожать, а не развлекаться. Это была работа, потому и рожали столько, сколько Бог даст.
В семье Агриппины Александровны и Алексея Ивановича Абрикосовых появилось 22 ребёнка (причём ни разу не рождались двойни и тройни). Четверо в детстве скончались от заболеваний. Остальные выросли и добились успеха в разных сферах. К примеру, дочка Эстель, не согласившись с решением матери выдать её за нелюбимого, уехала во Францию и там защитила докторскую диссертацию по психиатрии. Первенец Иван, а также Николай, Владимир, Георгий и Алексей решили помогать отцу в его деле.
Все они трудились на предприятии. Отец закупал продукты, жена и дети помогали с упаковками. Каждая коробка и обёртка были уникальны – яркого цвета, с головоломками. Они особенно полюбились детишкам. Шоколад выпускался сериями – самыми известными среди них были "Зоология рыб" и "Бабочки", обёртки для которых рисовали малоизвестные художники. Многие люди их коллекционировали. Впрочем, Абрикосов сотрудничал и с признанными живописцами. Штучный дизайн упаковок рисовал Виктор Васнецов, а рекламные плакаты – Василий Кандинский.
Но Абрикосовы понимали: успех приносит не столько обёртка, сколько качество продукции. Со временем они открыли филиал фабрики в Симферополе.
– Качество крымских фруктов принципиально отличается от всего остального, – объясняет Дмитрий Абрикосов. – Крымский персик течёт сразу.
Там семья производила и поставляла в Москву полуфабрикаты: мармелад, пастилу, начинку для карамельных конфет.
Но и этого было мало. Алексей Абрикосов придумал каждые 10 лет перестраивать производство с целью повышения стерильности помещений, а также решил каждое воскресенье устраивать экскурсии по фабрике для горожан. Люди увидели, что рабочие довольны и не перерабатывают, а продукция создаётся в достойных условиях.
Уникальный маркетинг Абрикосова отметили на самом высоком уровне – в 1899 году фирма получила почётное звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества". В итоге "Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей" окончательно обогнало главного конкурента – фабрику "Эйнем".
Но вскоре для семьи настали непростые времена.
– В 1917 году фабрика была экспроприирована и стала общенародной собственностью, – с горечью говорит потомок Абрикосовых. – С крымским филиалом все связи были разорваны, фабрика стала производить консервы, которые можно было купить и в обычном магазине. А в 1922-м фабрике дали имя революционера Петра Бабаева.
Теперь попробовать знаменитое варенье, шоколад и бисквиты по рецепту Абрикосовых невозможно. Несмотря на попытки Дмитрия Абрикосова возродить производство, пока эти лакомства "живы" только на обёртках, которые можно увидеть на выставке в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Читайте также: Почему Леонид Шварцман любил Танечку, животных и рисовать