Вечером 2 марта стало известно, что бренды шведского ритейлера временно приостановили свою работу на территории России. Соответствующие сообщения появились на сайтах холдинга H&M, в том числе COS, Arket, & Other Stories, Monki и Weekday. В пресс-службе бренда на запрос Metro ответили: "Компания временно приостанавливает продажи в России. H&M Group глубоко обеспокоены трагическими событиями на Украине и поддерживают всех, кто страдает в результате этого кризиса. Магазины на Украине уже временно закрыты для покупателей и сотрудников из соображений безопасности. Компания продолжает следить за ситуацией и находится в диалоге со всеми заинтересованными сторонами".
Так как склады брендов H&M Group находятся в Московской области, то все заказы, которые были сделаны до момента закрытия сайтов, покупатели получат. Другой вопрос, что вернуть неподошедший товар теперь возможно только через форму возврата и курьерскую или почтовую службу. Такая функция доступна для тех, кто делал онлайн-заказ, а каким образом поступить тем, кто купил вещи в физическом магазине, на момент публикации материала Metro в пресс-службе бренда не ответили. Но всё же не стоит переживать о закрытии магазинов – по мнению бизнес-консультантов, это не более чем пауза для решения логистических вопросов, которая продлится несколько недель.
"Доля России в общих продажах Группы H&M составляет около 3%, и, несмотря на то что Россия входит в десятку крупнейших рынков сбыта, для неё простой, вероятно, не окажется критическим. Компания определённо понесёт издержки, связанные с закрытием магазинов, – такие как обязательства по оплате текущих расходов и частичного списания коллекций, которые могут коммерчески устареть, пока магазины закрыты (в сегменте "быстрой моды" коллекции обновляются раз в несколько недель), однако широкое глобальное присутствие позволит компании нивелировать эти потери", – прокомментировала ситуацию для Metro Анна Буйлакова, аналитик ФГ "Финам".
Хуже дела обстоят с ритейлерами, которые осуществляют доставку напрямую из-за рубежа. На сайтах интернет-магазинов Net-a-Porter, Mr Porter, Yoox и The Outnet появились одинаковые предупреждения для пользователей из России: "Ввиду сложившейся ситуации мы не можем обработать новые заказы для вашей страны. Выполнение всех заказов приостановлено до дальнейшего уведомления". Покупатели, чьи заказы уже находятся на территории РФ, попадут к получателям, а те, что ещё не пересекли границу – вернутся в магазин.
Также популярный британский интернет-магазин одежды и обуви Asos приостановил оформление заказов из России и сообщил о возможных задержках уже отправленных посылок. Это связано с закрытием воздушного пространства ряда стран для российских авиакомпаний, приостановке импортной доставки служб DHL, UPS, TNT и FedEx, а также отказ крупных судоходных компаний Ocean Network Express (ONE) и Maersk осуществлять контейнерные перевозки в Россию.
Те покупатели, которые успели оформить возврат неподошедшего товара через курьерские службы-партнёры (у Asos это Boxberry и СДЭК), могут быть уверены в доставке посылки – она доберётся до адресата наземным транспортом и через открытые территории, возможно, с задержкой на несколько дней. "Cейчас магазин не даёт зарегистрировать новые возвраты, но уже оформленные мы доставим до получателя", – ответил оператор Boxberry на вопрос Metro.
К сожалению, беда не приходит одна и помимо логистических проблем у зарубежных маркетплейсов возникли трудности с выплатами покупателям. "В данный момент мы не можем предложить возвраты или возвраты средств в связи с проблемами с обработкой наших платежей. Мы свяжемся с вами, когда станет ясно, как именно это сделать", – сообщил Metro оператор Asos.
Ритейлер iHerb, который объявил о приостановке доставки товаров в Россию ещё 25 февраля, объяснил сложившуюся ситуацию так: "На нашу способность отправлять заказы и обрабатывать платежи серьёзно повлияли недавние события, включая ограничения и санкции, наложенные на банковские организации, отмена авиарейсов, а также ограничения в отношении транзакций, проводимых в российских рублях различными платёжными системами".
• H&M — шведская компания, крупнейшая в Европе розничная сеть по торговле одеждой, штаб-квартиры которой находятся в Стокгольме и Нью-Йорке. В 71 стране мира открыто более 4,8 тыс. магазинов холдинга, 150 из которых расположены в России. • Asos – британский онлайн-магазин одежды и косметики. Ритейлер продаёт более 850 брендов, а также свой собственный ассортимент одежды и аксессуаров. • Yoox Net-a-Porter Group – итальянская компания по продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, состав которой входят интернет-ритейлеры Net-A-Porter, Mr. Porter, Yoox и The Outnet. Осуществляет доставку товаров для 180 стран мира.