Мало что поспорит с эмоциональностью традиционного африканского искусства: способные вызывать одновременно смех и испуг ритуальные маски, после того, как их открыли на рубеже XIX – XX веков европейские художники-авангардисты, стали предметом коллекционирования и прочно поселились в сознании белого человека как нечто, наделённое потусторонней силой.
– Мне нравятся вот эти маски Шрека, – шутит по поводу масок этноса маконде из Мозамбика заведующий Этнографическим музеем Казанского Федерального университета Арслан Мингалиев. – Они очень смешные, как и многие другие африканские маски, поэтому к этому искусству мы испытываем детское любопытство. Хотя очевидно, что любая выставка африканской культуры – это её экзотизация: у нас всё просто и обычно, а у них всё такое магическое, таинственное и непростое.
Интересно, что среди искусствоведов нет единого мнения по поводу того, считать ли искусством предметы традиционной культуры, ведь копья, щиты, посуда, мебель и те же ритуальные маски создавались не ради чистого искусства, а имели прикладное значение. Именно такие бытовые артефакты и начали в образовательных целях с 1902 года собирать в Этнографическом музее Казанского университета – даже раньше, чем в Московском, где этнографическое отделение тоже открылось в 1884 году. Инициатором сбора стал заведующий кафедрой географии и этнографии Императорского Казанского университета Пётр Кротов.
– В университете обучали географов и этнографов, поэтому артефакты должны были нести образовательную функцию, а не художественную ценность: только предметы быта, оружие и всё, что характеризует повседневную жизнь, – рассказывает искусствовед, куратор выставки Дарья Ванюкова.
Африканскую коллекцию Этнографического музея Казанского университета привезли сейчас в Музей Востока к юбилею вуза (17 ноября там отметили 220-летие), и это её первый и самый масштабный выезд на такое дальнее расстояние за учебные стены. В одном зале Музея Востока показывают часть коллекции начала ХХ века, а в другом – собрания современных коллекционеров, которые были подарены музею. Здесь и размещаются те самые "маски Шрека" и другие, не менее впечатляющие, ритуальные образы. Особенно притягивает взгляд самая яркая маска: на ней громоздится удивительный каскад из животных и птиц. Оказалось, что это маска нигерийского общества Геледе, связанного с почитанием духов женщин.
– Общество считается тайным, хотя все в деревне знают, кто в нём состоит, – с улыбкой поясняет Дарья Ванюкова. – Это мужской союз, который выполняет определённые социальные функции через церемониальные тайные практики. Общество Геледе призвано почитать матерей, потому что в каждой деревне, особенно если это африканская глубинка в Нигерии, есть женщины, которые обладают целительными навыками, больше всех знают и, если захотят, могут кому-нибудь испортить жизнь. Когда они умирают, то становятся почтенными духами и продолжают влиять на жизнь деревни. Чтобы им было хорошо и спокойно, общество Геледе танцует дневные и ночные танцы.
Женщины, которые могут испортить жизнь, есть не только в нигерийской деревне, так что полезность таких масок сложно отрицать даже в современном городе. А вот что касается этого таинственного круглого предмета XIX века, подписанного как "подушка", то даже специалисты точно не знают его назначения.
– Это какой-то феномен, аналогии этому предмету мне не удалось найти, в том числе в зарубежных собраниях, – разводит руками Дарья Ванюкова. – То ли это подушка, то ли ёмкость для воды и молока, причём, возможно, даже не африканская.
Последнее предположение куратора выставки не случайно: вещи, которые на рубеже прошлого и позапрошлого веков собирали в музеи, заказывали по каталогу – в те годы путешествовать по Африке и другим экзотическим странам могли очень немногие. Так что в Европе существовали отдельные торговые компании, вроде немецкой фирмы Umlauff, которые привозили издалека разнообразные предметы, фотографировали их и выпускали каталоги. Подписывались эти предметы довольно небрежно – слово "Африка", как правило, было единственным указанием на происхождение. Но заказ было удобно делать: никуда ехать не надо, открыл каталог, послал заявку, получил вещи и укомплектовал музейное собрание.
И хотя сегодня благодаря авиасообщению в Африку можно доехать куда быстрее, чем в XIX веке, она по-прежнему остаётся местом далёким и загадочным, куда рискуют отправиться только избранные. Коллекции таких энтузиастов пополняют современные музеи, и Этнографический при Казанском университете не стал исключением. Африка иногда забирает не только душу, но и жизни коллекционеров – как это случилось, например, с петербуржцем Игорем Копытцевым, который погиб в Сьерра-Леоне и нашёл когда-то в Африке те самые "маски Шрека", мимо которых на выставке сложно пройти равнодушно. В своих путешествиях он собрал около 2 тысяч предметов, которые пополнили собрания петербургской Кунсткамеры, Государственного музея истории религий и Этнографического музея Казанского университета. Африка по-прежнему, как и двести лет назад, таинственна, прекрасна и опасна.
Что ещё можно увидеть на выставке
Маски "Молодая женщина". Этнос чокве, Ангола, середина ХХ века.
Маски такого типа участвуют в обрядах мужской инициации и воплощают собой идеал женской красоты и достойного поведения.
Женское изображение. Этнос йоруба, Республика Бенин, XIX век.
В искусстве йоруба изображения коленопреклонённой обнажённой женской фигуры обычно связывают с образом просительницы перед ориша – духом, чьё покровительство требуется донатору, установившему статуэтку на соответствующем алтаре. Обращают на себя внимание видимые следы обработки древесины и отсутствие патины на произведении, что может говорить о том, что предмет не был закончен.
Подголовник. Этнос зулу. Южная Африка. XIX в.
Такие подголовники у некоторых африканских народов заменяли подушку. С одной стороны, они выравнивали позвоночник во время сна, с другой – защищали сложные причёски от деформации, что немаловажно: прически были не только украшением, но и служили маркером социального статуса, возраста и пола их владельца. Подголовники было легко переносить, поэтому их широко использовали скотоводческие народы.
Копья и щиты. Южная Африка. Вторая половина XIX в.
Вооружённые конфликты в традиционных обществах Африки происходили по приблизительно одному сценарию. Противники встречались в оговоренном месте и перестреливались лёгкими метательными копьями, укрываясь щитами. В течение боя проходили многочисленные индивидуальные поединки. За всем этим наблюдали все соплеменники, даже старики и женщины. Военные потери в таких битвах были минимальны, под завершение дня одна сторона признавала себя побеждённой и обязалась платить дань. Главным наступательным оружием являлось копье. Приближаясь к противнику, сначала метали лёгкие ассегаи, а затем переходили в рукопашную, используя копья-иклва, булавы и прикрываясь щитами. Оружие считалось собственностью вождя и в мирное время хранилось на специальных складах.
Наголовники антропоморфные. Этнос экой, Нигерия, XIX век.
В Нигерии были широко распространены тайные общества и ритуальные танцы. Например, для "танца победителя" у этноса экой использовалась голова поверженного врага. При изготовлении скульптурного наголовника лицо врага изображали в натуралистичной манере, например, вставляли в рот зубы, чаще всего из железа.