Маски тайного африканского общества спасут от гнева почтенных женщин

Музей Востока впервые показывает одну из старейших коллекций африканского искусства в стране – из Этнографического музея при Казанском университете
Маски тайного африканского общества спасут от гнева почтенных женщин
Пресс-служба Музея Востока
Маски этноса маконде из Мозамбика кому-то напомнят мультипликационного персонажа Шрека.

Мало что поспорит с эмоциональностью традиционного африканского искусства: способные вызывать одновременно смех и испуг ритуальные маски, после того, как их открыли на рубеже XIX – XX веков европейские художники-авангардисты, стали предметом коллекционирования и прочно поселились в сознании белого человека как нечто, наделённое потусторонней силой.

– Мне нравятся вот эти маски Шрека, – шутит по поводу масок этноса маконде из Мозамбика заведующий Этнографическим музеем Казанского Федерального университета Арслан Мингалиев. – Они очень смешные, как и многие другие африканские маски, поэтому к этому искусству мы испытываем детское любопытство. Хотя очевидно, что любая выставка африканской культуры – это её экзотизация: у нас всё просто и обычно, а у них всё такое магическое, таинственное и непростое.

Интересно, что среди искусствоведов нет единого мнения по поводу того, считать ли искусством предметы традиционной культуры, ведь копья, щиты, посуда, мебель и те же ритуальные маски создавались не ради чистого искусства, а имели прикладное значение. Именно такие бытовые артефакты и начали в образовательных целях с 1902 года собирать в Этнографическом музее Казанского университета – даже раньше, чем в Московском, где этнографическое отделение тоже открылось в 1884 году. Инициатором сбора стал заведующий кафедрой географии и этнографии Императорского Казанского университета Пётр Кротов.

– В университете обучали географов и этнографов, поэтому артефакты должны были нести образовательную функцию, а не художественную ценность: только предметы быта, оружие и всё, что характеризует повседневную жизнь, – рассказывает искусствовед, куратор выставки Дарья Ванюкова. 

Африканскую коллекцию Этнографического музея Казанского университета привезли сейчас в Музей Востока к юбилею вуза (17 ноября там отметили 220-летие), и это её первый и самый масштабный выезд на такое дальнее расстояние за учебные стены. В одном зале Музея Востока показывают часть коллекции начала ХХ века, а в другом – собрания современных коллекционеров, которые были подарены музею. Здесь и размещаются те самые "маски Шрека" и другие, не менее впечатляющие, ритуальные образы. Особенно притягивает взгляд самая яркая маска: на ней громоздится удивительный каскад из животных и птиц. Оказалось, что это маска нигерийского общества Геледе, связанного с почитанием духов женщин.

Маска общества Геледе. Этнос йоруба, Республика Нигерия, вторая половина ХХ века.
Наталья Бабахина
Маска общества Геледе. Этнос йоруба, Республика Нигерия, вторая половина ХХ века.

– Общество считается тайным, хотя все в деревне знают, кто в нём состоит, – с улыбкой поясняет Дарья Ванюкова. – Это мужской союз, который выполняет определённые социальные функции через церемониальные тайные практики. Общество Геледе призвано почитать матерей, потому что в каждой деревне, особенно если это африканская глубинка в Нигерии, есть женщины, которые обладают целительными навыками, больше всех знают и, если захотят, могут кому-нибудь испортить жизнь. Когда они умирают, то становятся почтенными духами и продолжают влиять на жизнь деревни. Чтобы им было хорошо и спокойно, общество Геледе танцует дневные и ночные танцы. 

Женщины, которые могут испортить жизнь, есть не только в нигерийской деревне, так что полезность таких масок сложно отрицать даже в современном городе. А вот что касается этого таинственного круглого предмета XIX века, подписанного как "подушка", то даже специалисты точно не знают его назначения.

Таинственная "подушка", предположительно из Южной Африки XIX века.
Наталья Бабахина
Таинственная "подушка", предположительно из Южной Африки XIX века.

– Это какой-то феномен, аналогии этому предмету мне не удалось найти, в том числе в зарубежных собраниях, – разводит руками Дарья Ванюкова. – То ли это подушка, то ли ёмкость для воды и молока, причём, возможно, даже не африканская.

Последнее предположение куратора выставки не случайно: вещи, которые на рубеже прошлого и позапрошлого веков собирали в музеи, заказывали по каталогу – в те годы путешествовать по Африке и другим экзотическим странам могли очень немногие. Так что в Европе существовали отдельные торговые компании, вроде немецкой фирмы Umlauff, которые привозили издалека разнообразные предметы, фотографировали их и выпускали каталоги. Подписывались эти предметы довольно небрежно – слово "Африка", как правило, было единственным указанием на происхождение. Но заказ было удобно делать: никуда ехать не надо, открыл каталог, послал заявку, получил вещи и укомплектовал музейное собрание.

Цифра
около 300
единиц хранения составляет африканская коллекция Этнографичческого музея Казанского университета.

И хотя сегодня благодаря авиасообщению в Африку можно доехать куда быстрее, чем в XIX веке, она по-прежнему остаётся местом далёким и загадочным, куда рискуют отправиться только избранные. Коллекции таких энтузиастов пополняют современные музеи, и Этнографический при Казанском университете не стал исключением. Африка иногда забирает не только душу, но и жизни коллекционеров – как это случилось, например, с петербуржцем Игорем Копытцевым, который погиб в Сьерра-Леоне и нашёл когда-то в Африке те самые "маски Шрека", мимо которых на выставке сложно пройти равнодушно. В своих путешествиях он собрал около 2 тысяч предметов, которые пополнили собрания петербургской Кунсткамеры, Государственного музея истории религий и Этнографического музея Казанского университета. Африка по-прежнему, как и двести лет назад, таинственна, прекрасна и опасна.

Что ещё можно увидеть на выставке

Маски "Молодая женщина". Этнос чокве, Ангола, середина ХХ века. 

Маски такого типа участвуют в обрядах мужской инициации и воплощают собой идеал женской красоты и достойного поведения.

Маски "Молодая женщина". Этнос чокве, Ангола, середина ХХ века.
Дмитрий Кузьмин / Пресс-служба Музея Востока
Маски "Молодая женщина". Этнос чокве, Ангола, середина ХХ века.

Женское изображение. Этнос йоруба, Республика Бенин, XIX век. 

В искусстве йоруба изображения коленопреклонённой обнажённой женской фигуры обычно связывают с образом просительницы перед ориша – духом, чьё покровительство требуется донатору, установившему статуэтку на соответствующем алтаре. Обращают на себя внимание видимые следы обработки древесины и отсутствие патины на произведении, что может говорить о том, что предмет не был закончен.

Женское изображение. Этнос йоруба. Республика Бенин. XIX век.
Марият Магомедова / Пресс-служба Музея Востока
Женское изображение. Этнос йоруба. Республика Бенин. XIX век.

Подголовник. Этнос зулу. Южная Африка. XIX в.

Такие подголовники у некоторых африканских народов заменяли подушку. С одной стороны, они выравнивали позвоночник во время сна, с другой – защищали сложные причёски от деформации, что немаловажно: прически были не только украшением, но и служили маркером социального статуса, возраста и пола их владельца. Подголовники было легко переносить, поэтому их широко использовали скотоводческие народы. 

Подголовник. Этнос ашанти, Гана, XIX в.
Дмитрий Кузьмин / Пресс-служба Музея Востока
Подголовник. Этнос ашанти, Гана, XIX в.

Копья и щиты. Южная Африка. Вторая половина XIX в. 

Вооружённые конфликты в традиционных обществах Африки происходили по приблизительно одному сценарию. Противники встречались в оговоренном месте и перестреливались лёгкими метательными копьями, укрываясь щитами. В течение боя проходили многочисленные индивидуальные поединки. За всем этим наблюдали все соплеменники, даже старики и женщины. Военные потери в таких битвах были минимальны, под завершение дня одна сторона признавала себя побеждённой и обязалась платить дань. Главным наступательным оружием являлось копье. Приближаясь к противнику, сначала метали лёгкие ассегаи, а затем переходили в рукопашную, используя копья-иклва, булавы и прикрываясь щитами. Оружие считалось собственностью вождя и в мирное время хранилось на специальных складах. 

Фрагмент экспозиции "Образы Африки. Коллекция Казанского университета".
Марият Магомедова / Пресс-служба Музея Востока
Фрагмент экспозиции "Образы Африки. Коллекция Казанского университета".

Наголовники антропоморфные. Этнос экой, Нигерия, XIX век.

В Нигерии были широко распространены тайные общества и ритуальные танцы. Например, для "танца победителя" у этноса экой использовалась голова поверженного врага. При изготовлении скульптурного наголовника лицо врага изображали в натуралистичной манере, например, вставляли в рот зубы, чаще всего из железа.

Наголовники антропоморфные. Этнос экой, Нигерия, XIX век.
Ярослав Чингаев / Агентство "Москва"
Наголовники антропоморфные. Этнос экой, Нигерия, XIX век.