КАРЬЕРА

Марокканские козы научат, как вести бизнес

Идея, знания, упорство – на что должен делать ставку начинающий предприниматель? Об этом Metro поговорило с членами жюри нового шоу на СТС «Купите это немедленно». Участники за 1,5 минуты пытаются «продать» им свои идеи и получить денежный приз
В членах жюри шоу – авторитетные бизнесмены.
Сергей Снегирёв | предоставлено телеканалом СИС

Мы задали спикерам следующие вопросы: 

1. Какие знания для успеха в бизнесе сейчас важны?

2. А важны  "гибкие навыки" – soft skills? Какие дисциплины стоит изучать начинающему предпринимателю?

3. Что  дороже – идея или упорство, наглость, везение?

4. Как определить проекты, которые точно не нужно реализовывать?

5. Как считаете, идею можно продать? 

Игорь Рыбаков – сооснователь и совладелец корпорации, объединяющей 56 заводов в 7 странах мира.
СТС / Сергей Снегирев

Игорь Рыбаков, миллиардер, совладелец ТЕХНОНИКОЛЬ 

1. Главное знание — это то, что не знания определяют успешность в бизнесе, а окружение. Чтобы знания вошли в вас без усилий, нужно стать частью такой среды, где кипит бурная предпринимательская деятельность. Важно окружать себя деятельными, любопытными, стремящимися людьми, которые уже достигли значимых результатов в бизнесе. Это главное знание, с которого начинается успешная жизнь.

2. В жизни нет неважных вещей. Я скажу так: в жизни всё важно — каждая деталь. Главное сейчас — с чего начнёшь. Как я уже говорил ранее, для начала нужно стать частью среды, где много людей, у которых что-то получилось. Тогда плотность и вероятность ваших шансов увеличивается с нуля до очень значимых величин. А если только сидеть на пятой точке и изучать книги, вероятность успеха равна нулю. 

3. Я бы поставил на упорство, наглость и везение. Такие люди с большей вероятностью присваивают себе идеи, которые есть у первых, и добиваются успеха. Быстрая и наглая рыба ест любую рыбу — большую, умную, идейную и так далее.

4. Проекты, связанные с алкоголем, сигаретами, наркотиками, торговлей оружием. 

5. Если найдёте, кто купит идею, то можно. Но большая вероятность, что её просто украдут. Так что добро пожаловать в мир больших парней. 

Александр Галицкий, венчурный инвестор и управляющий партнёр международного венчурного фонда.
СТС / Сергей Снегирев

Александр Галицкий, венчурный инвестор и управляющий партнёр Almaz Capital

1. Предприниматель, задумывая бизнес, как правило, должен решать конкретную бизнес- или социальную проблему. Поэтому глубокое понимание особенностей бизнес-процессов в целевой индустрии предпринимателя или запросы конкретной социальной группы представляются чрезвычайно важными. А так как сегодня мы живём в период «цифровой трансформации», то базовое понимание информационных технологий просто необходимо.

2. Любое образование, будь то школьное или университетское,  – это тренинг мозгов. Это похоже на спортзал. Только этот «спортзал» интеллектуальный, с интеллектуальными «тяжестями». Поэтому человек, который выучил математику и физику, как правило, освоит любой другой предмет. Главное – было бы желание. Во времена Интернета вопрос где изучать не столь актуален. Главное – что и когда. И непрерывно.  Для лидера всегда важны такие качества как коммуникабельность, эмоциональный интеллект и, конечно, способность лидировать.

3. Точно нельзя продолжать заниматься тем, что не «взлетает» после трёх, максимум четырёх попыток, если вы, конечно, не учёный. Но и там нужно отрабатывать гипотезы. А так практически любая идея теоретически достойна внимания, если она приносит пользу, и эта польза может быть как-то измерена. Вопрос в том, эта идея для большого или маленького бизнеса.

4. Идея сама по себе ничего не стоит – это моё главное правило. Цену имеет реализация этой идеи, которую нужно представить в  реализационном плане, доказать ее осуществимость, оценить необходимые ресурсы, наличие технологии или затраты на создание необходимой технологии, возможность привлечения партнёров и специалистов и так далее.  Но вместе с тем для успеха важны и упорство, и амбициозность, и везение. Везение или удача зависят от приложенного труда, вашей активности в поиске этой самой удачи. Сама по себе удача, везение или случайность не постучатся к вам в дверь.

5. Я идеи не покупаю и не перепродаю. Так как стоимость им ноль без дополнительных усилий. У любого думающего человека уж точно рождается несколько отличных идей раз в год, или в месяц, или в день. Но как правило, и в первую очередь из-за страха или лени не доходят руки.

Михаил Кучмент – предприниматель, инвестор, сооснователь онлайн-ретейлера.
СТС / Сергей Снегирев

Михаил Кучмент, предприниматель, инвестор, сооснователь Hoff

1. Мы точно живём в то время, когда конкуренция идёт уже не в плоскостях цены, канала сбыта и рекламы (вопреки старым учебникам по маркетингу), а за лучший продукт и лучший покупательский опыт. Поэтому знание потребительских трендов, ощущение потребностей своего клиента «на кончиках пальцев» – это, пожалуй, самое важное знание для успеха в бизнесе сейчас. Ну и конечно, когда это подкреплено устойчивой культурой постоянного поиска точек роста через обратную связь и экспертизой в digital-подходе, – то есть все шансы стать очень сильным игроком на рынке.  

2. По образованию я физик-исследователь, но ни дня не работал по специальности, сразу после института выбрав работу в международной компании Samsung. Вообще, среди предпринимателей больше всего физиков, и, мне кажется, тому есть объяснение: в математике у вас есть только один способ решить задачу, в физике – целое пространство вариантов, и именно эта гибкость так присуща предпринимателям. Моя 22-летняя дочь изучает менеджмент в Высшей школе бизнеса МГУ, а 6-летний сын интересуется космосом, микробиологией и динозаврами. Как определить, какие дисциплины перспективны? Те, которые сделают ваш ум гибким.  Soft skills? Вы когда-нибудь видели марокканских коз? Это совершенно обычные козы, просто ландшафт Марокко заставил их пастись на деревьях. Я считаю, что наши российские предприниматели тоже обладают сверхсилой адаптироваться под любые условия внешнего мира, и, пожалуй, в наших реалиях это главный soft skill. Помимо этого, очень важно быть быстрым и уметь ускоряться, фокусироваться, позитивно и критически мыслить, быть готовым к стрессу и сверхусилиям. 

3. Будучи инвестором в различные российские и международные компании, я смотрю достаточно много компаний и часто встречаю, что идея (особенно на этапе стартапа) презентуется без готового продукта. Но наоборот не бывает. Поэтому идея – это точно самое дорогое. Но не стоит надеяться лишь на нее, потому что идею надо реализовывать. Здесь хорошо, когда она попадает в хорошие руки и в правильное время, и команде не приходится делать «пивот» (резкое изменение направления стартапа с целью его дальнейшего развития и сохранения жизнеспособности. – Прим. ред.). Но в любом случае без упорства нет результата. 

4. Есть отличная группа людей, на которых можно пилотировать свою идею или проект: в английском языке они складываются в аббревиатуру FFF (Friends, Family, Fools) (Друзья, Семья, Дураки. – Прим. ред.). Конечно, большинству стартапов нужно гораздо больше, чем сумма, которую могут вложить «Друзья, Семья или Дураки», но её может хватить для старта бизнеса, чтобы уже на этапе масштабирования на проект обратили внимание профессиональные инвесторы. Ведь если вы не в состоянии убедить ваших FFF, то, поверьте, профессионалы вам точно откажут, потому что, прежде чем инвестировать в один проект, они могут отсмотреть минимум сто. По себе могу сказать, что крайне важно, чтобы предприниматель хотя бы часть вложил из собственных средств. Это увеличивает кредит доверия и, что самое важное, действует как сильнейший мотиватор продвигать свой бизнес вперёд. 

5.  Идея – самое дорогое, и, конечно, она продаётся.

Игорь Рыбаков – известный предприниматель, промышленник и видный общественный деятель, венчурный инвестор1/7
Sergey_Snegirev_+79166836492,506