Осень 1941 года. Несправедливо приговорённого к расстрелу следователя МУРа Захара Мятина в последний момент выпускают на свободу, чтобы он возглавил отдел спецрасследований и распутал сеть преступлений, совершённых пособниками фашистов. Оказавшись на воле, Захар начинает борьбу с бандой диверсантов, победа в которой позволит в том числе вызволить из тюрьмы арестованную вместе с ним жену.
Из первых двух серий мы пока мало что знаем о вашей героине. Изначально перед нами весёлая восторженная молодая женщина и совсем скоро — уже совершенно другой человек...
— Если говорить про героиню этого фильма, то её образ показан скорее через воспоминания, какие-то урывки хорошей жизни молодой пары, которая надеется, что всё у них будет прекрасно, будет полноценная семья, дети, что они будут работать. А потом наступает какойто злой рок, который преследует её через мужа, главного героя, которого играет Саша Новин. И моя героиня — это скорее какой-то показавшийся айсберг, потому что, если бы фильм был про неё, про то, как она проходит через эти испытания бессмысленного отсиживания в тюрьме, хождения по этапам, это, наверное, был бы совсем другой фильм. Поэтому тут эта героиня важна как какой-то смысл для главного героя, ради чего он всё это делает, что он не предаёт и любит, несмотря на то что видит во время этих коротких свиданий, во что превратилась его жена.
Это уже не первая ваша роль в фильме про военное время. Насколько вам близка эта тема?
— Да, я не раз участвовала в военных фильмах. Я снималась в "Сталинграде", ещё был сериал "Отчий берег" Милены Фадеевой. Близка ли мне эта тема? Я думаю, что, к сожалению, она близка всем. Так или иначе, в каждой семье есть какая-то история про войну, и всегда это что-то страшное. Это большая трагедия, которая происходит с человечеством, с мирным населением. И, наверное, важно напоминать или через свои роли показывать, что ни к чему хорошему это не приводит, задаваться вопросом, стоят ли такие жертвы человеческих жизней, судеб. Хочется, чтобы человечество как-то научилось правильному, гармоничному диалогу.
Среди ваших ролей — женщины из разных эпох. Какое время вам интереснее?
— Да, я очень люблю съёмки, когда можно погрузиться в другое время, в этом как-то пожить. Вот недавно вышел сериал "Плевако" о событиях второй половины XIX века, и мне он очень интересен. Я, например, с любопытством, как ребёнок, просто узнала о том, что суды в то время были как театр и что, когда туда приходили зрители, они не знали, как судьба человека повернётся здесь и сейчас в зависимости от того, как талантливый адвокат или оратор приоткроет взгляд на жизнь другого человека и даст понять, насколько мы можем поверхностно судить о ситуации.
Я очень люблю 50-е, 60-е годы. Там потрясающий дух какой-то, вера молодёжи в новое, в будущее, в то, что всё изменится к лучшему, какое-то скидывание прошлых стереотипов.
Ещё мне нравятся сложные 20-е на переломе. Вот летом на фестивале "Горький+" мы играли спектакль про Бетти Глан — первого директора парка имени Горького в Москве, которая очень много сделала для парка, собственно, она его и создала. Это удивительный человек, который очень много сделал вообще для культуры, для развития. Она много ездила, путешествовала, наблюдала, как в мире всё происходит, и привозила сюда, в Советский Союз. И она верила, что настанет мир деятельный, не будет ни зависти, ни войн, ни убийств, что весь земной шар движется к чему-то светлому.
Я обожаю Серебряный век, особенно сейчас глубоко в него погрузилась, слушаю лекции, пытаюсь это всё осмыслить. Сколько было талантливейших людей, как они себя проявили! Сейчас я не вижу такого таланта, такой любви, такой силы, доброты, образованности. Сейчас любви мало — очень информационный, достаточно холодный век. И мне хотелось бы вернуть в мир больше любви и добра.
У вас сейчас так много ролей в кино, остаётся ли время для театра?
— Да, но на самом деле у меня хоть и много ролей, но они все небольшие, и прелесть этих маленьких ролей в том, что ты можешь много всего разного сыграть, придумать каких-то персонажей, судьбы и не так много времени на это потратить. Поэтому даже время для театра остаётся. Просто главное всё распределить, составить графики. Бывает какое-то безумное наложение, но, так как хочется всё и много всего интересного, аппетит, конечно, растёт. Но вот в этот театральный сезон я придержала коней, потому что почувствовала какое-то выгорание. И пока у меня только немножко кино осталось, спектакли, но нет новых репетиций, и я довольна этим, потому что могу уделить время сыну, а ему моё внимание и любовь очень нужны.
В фильме "Лиссабон" вы снялись вместе с мужем, Иваном Орловым. Комфортно ли вам вместе на одной съёмочной площадке?
— Да, это было просто замечательно и очень удобно. Мы могли обсуждать кино, роль, вместе проводить время. Потому что, когда работа у всех разная, очень мало времени на общение остаётся. Поэтому для меня это был просто праздник. А потом Ваня — просто замечательный, редкий актёр, я таких не могу даже назвать. Его замечательность, наверное, в удивительном сочетании — он под 2 метра ростом, большой силы и мощи физической мужчина и при этом у него очень тонкая внутренняя организация.
Сейчас в моде экранизации сказок. Вам поступают предложения сняться в каких-нибудь? Кого из сказочных персонажей вы бы хотели сыграть?
— Да, я вижу, что сейчас снимается много сказок, но пока таких предложений у меня не было. Но вообще, я всегда мечтала сняться в какой-то сказке, может быть, сыграть добрую фею, Мальвину, принцессу какую-нибудь смешную или, наоборот, бабку-ёжку, да кого угодно! Мне очень нравятся сказки, которые снимались в 60-х, 70-х годах, когда был расцвет наших, советских артистов. Нравится, как подходили к этим сказкам, к персонажам, к смыслу, как стремились, наверное, какие-то подсказки оставить про человеческие судьбы, про характеры, про то, что вообще помогает жить. Вот как-то хочется двигаться в эту сторону добра.
Досье: Мария Смольникова
Возраст: 36 лет
Родилась: Свердловск, РСФСР, СССР
Фильмография: "Дочь", "Сталинград", "Куприн ("Впотьмах")", "Гурзуф", "Нина", "Кафе "Куба", "Я знаю, кто тебя убил", "Шаляпин", "Плевако", "Преступление и наказание" и др.
Наследственность
В роду Марии был знаменитый живописец Николай Качинский, работы которого выставлены в Третьяковской галерее. Артистка тоже иногда с удовольствием берёт в руки карандаш и делает зарисовки.
Выбор профессии
Впервые вышла на сцену в 7 лет в роли крокодила. Занималась в театральной студии, выступала на сцене гимназии с театральным уклоном. Но прежде, чем стать профессиональной актрисой, ей трижды пришлось покорять ГИТИС. После второго "провала" знакомые помогли Марии устроиться в ТЮЗ Нижнего Новгорода.
Театр
Ещё во время учёбы в ГИТИСе Мария начала работать у своего мастера Дмитрия Крымова в театре "Школа драматического искусства". Она обладательница двух "Золотых масок": за главную роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь" и за роль Анны Карениной в постановке "Серёжа" в МХТ.
Кино
Первой главной ролью в кино стала работа в драме "Дочь". И сам фильм, и актриса были отмечены призами на нескольких кинофестивалях. Другая заметная работа – главная роль в драме Фёдора Бондарчука "Сталинград".
Семья
В 2018 году Мария связала свою жизнь с актёром Иваном Орловым, с которым познакомилась за кулисами "Школы драматического искусства". Их сыну сейчас пять лет.