Малевич способен довести современного скульптора до международного признания

Монументальный объект для столичного парка имени Казимира Малевича авторства Григория Орехова оказался в списке номинантов на "Лучший проект года" по версии международного архитектурного блога и издания ArchDaily
Малевич способен довести современного скульптора до международного признания
Василий Кузьмичёнок.
Григорий Орехов.

Всего соискателями стали около 4,5 тысяч работ со всего света, а итоги подведут 9 февраля. Если объект займет первое место, то его изображение будет украшать главную страницу портала. Орехов претендует на победу со скульптурой, которая стоит у входа в парк: работа вдохновлена самой известной картиной Малевича "Чёрный квадрат".  

Про Малевича, номинацию и настоящее

Орехов признался Metro, что для него номинация стала совершенно неожиданной, потому что он создал инсталляцию, арт-объект. А профжурнал в первую очередь нацелен на более глобальную архитектуру.

– Но я немного почувствовал свой маленький вклад в настоящий патриотизм, – поделился впечатлением с Metro Орехов. – Патриотизм – это ж не когда ты кричишь о любви к Родине, а когда ты маленькими вещами делаешь то, что добавляет стране поводов для гордости.

По словам Орехова, сейчас подобные номинации для наших архитекторов большая редкость, так как из-за ограничений советской власти представители профессии на долгое время оказались оторванными от арт-мира.

– По сути она (советская власть. – Прим. ред.) вырезала нас из участия в арт-мире, – подчеркнул он. – Это нанесло большой урон. Как раз задача нашего поколения, моя задача – попытаться это переломить. В музыке у нас есть Мацуев, Башмет, Коган... А в арт-мире очень большой пробел. Пока только предстоит завоевать высоты, чтобы хотя бы несколько человек из ныне живущих были известны во всём мире. Россия, безусловно, полна этими людьми. 

Про налоги, мотивацию и Китай

Чтобы интегрироваться в мировой арт-рынок, надежд и напора мало. Рецепт от Григория Орехова: производить "конкурентный товар" и использовать разные механизмы. Под "механизмами" художник подразумевает в первую очередь налаженную поддержку государства. Причём не по схеме "вот вам деньги – отчитайтесь", а в налаживании налоговой системы, чтобы у бизнес-структур была мотивация поддерживать российский арт-рынок.

– Задача государства – способствовать тому, чтобы интеграция произошла. Должны быть налоговые льготы, – объясняет Григорий Орехов. – Искусство не может жить без денег, в него, как и в любое дело, нужно вкладывать.Что посеешь – то и пожнёшь. Людей, которые любят искусство и готовы в него вкладывать, немного. Во всём мире так. Это не fashion-индустрия, не ресторанный или шоу-бизнес. Тут нужно стимулировать.

Простой, но не самый приятный пример для российской арт-действительности – это опыт Китая. За недолгое время художники из Поднебесной стали узнаваемыми, модными, признанными. А у кого-то воз и ныне там.

– Они смогли вложить деньги и теперь представлены во всём мире, – с грустью и некоторой обидой констатирует факт Григорий Орехов.– Но говорят, лучше позже, чем никогда. Я всячески пытаюсь достучаться до власти, чтобы были преференции для застройщиков, бизнесменов... Если налоговое законодательство чуть-чуть подкорректировать в этой части, поверьте, через 10 лет ситуация поменяется кардинально.

По красной линии

Останавливаться на достигнутом Орехов не собирается. Всё в том же парке Малевича он представил свою новую инсталляцию, которая представляет собой красную дорожку, временно проложенную по липовой аллее. 

– Мой проект создан под влиянием природы, – сказал он. – Она диктовала, что нужно сделать. Я лишь дополнил, внёс маленький штрих. Природа – это и холст, и главное действующее лицо. Очень часто спрашивают, а что хотел сказать художник. Я считаю, что это совсем неважно. Главное, что почувствуют зрители, эмоции будут разные. Я читаю комментарии. Белоруссия видит своё, поскольку это их боль. Кто-то увидел линию фронта. Мне хотелось показать бесконечный путь в никуда как аллегорию стремления к власти, богатству... А вторая мне близкая интерпретация – это, скажем так, красная черта, то есть граница, которую нельзя переступать человеку. Нужно жить по совести.

Пройти сквозь лес по красной дорожке можно до марта.
Василий Кузьмичёнок
Пройти сквозь лес по красной дорожке можно до марта.