Всего соискателями стали около 4,5 тысяч работ со всего света, а итоги подведут 9 февраля. Если объект займет первое место, то его изображение будет украшать главную страницу портала. Орехов претендует на победу со скульптурой, которая стоит у входа в парк: работа вдохновлена самой известной картиной Малевича "Чёрный квадрат".
Про Малевича, номинацию и настоящее
Орехов признался Metro, что для него номинация стала совершенно неожиданной, потому что он создал инсталляцию, арт-объект. А профжурнал в первую очередь нацелен на более глобальную архитектуру.
– Но я немного почувствовал свой маленький вклад в настоящий патриотизм, – поделился впечатлением с Metro Орехов. – Патриотизм – это ж не когда ты кричишь о любви к Родине, а когда ты маленькими вещами делаешь то, что добавляет стране поводов для гордости.
По словам Орехова, сейчас подобные номинации для наших архитекторов большая редкость, так как из-за ограничений советской власти представители профессии на долгое время оказались оторванными от арт-мира.
– По сути она (советская власть. – Прим. ред.) вырезала нас из участия в арт-мире, – подчеркнул он. – Это нанесло большой урон. Как раз задача нашего поколения, моя задача – попытаться это переломить. В музыке у нас есть Мацуев, Башмет, Коган... А в арт-мире очень большой пробел. Пока только предстоит завоевать высоты, чтобы хотя бы несколько человек из ныне живущих были известны во всём мире. Россия, безусловно, полна этими людьми.
Про налоги, мотивацию и Китай
Чтобы интегрироваться в мировой арт-рынок, надежд и напора мало. Рецепт от Григория Орехова: производить "конкурентный товар" и использовать разные механизмы. Под "механизмами" художник подразумевает в первую очередь налаженную поддержку государства. Причём не по схеме "вот вам деньги – отчитайтесь", а в налаживании налоговой системы, чтобы у бизнес-структур была мотивация поддерживать российский арт-рынок.
– Задача государства – способствовать тому, чтобы интеграция произошла. Должны быть налоговые льготы, – объясняет Григорий Орехов. – Искусство не может жить без денег, в него, как и в любое дело, нужно вкладывать.Что посеешь – то и пожнёшь. Людей, которые любят искусство и готовы в него вкладывать, немного. Во всём мире так. Это не fashion-индустрия, не ресторанный или шоу-бизнес. Тут нужно стимулировать.
Простой, но не самый приятный пример для российской арт-действительности – это опыт Китая. За недолгое время художники из Поднебесной стали узнаваемыми, модными, признанными. А у кого-то воз и ныне там.
– Они смогли вложить деньги и теперь представлены во всём мире, – с грустью и некоторой обидой констатирует факт Григорий Орехов.– Но говорят, лучше позже, чем никогда. Я всячески пытаюсь достучаться до власти, чтобы были преференции для застройщиков, бизнесменов... Если налоговое законодательство чуть-чуть подкорректировать в этой части, поверьте, через 10 лет ситуация поменяется кардинально.
По красной линии
Останавливаться на достигнутом Орехов не собирается. Всё в том же парке Малевича он представил свою новую инсталляцию, которая представляет собой красную дорожку, временно проложенную по липовой аллее.
– Мой проект создан под влиянием природы, – сказал он. – Она диктовала, что нужно сделать. Я лишь дополнил, внёс маленький штрих. Природа – это и холст, и главное действующее лицо. Очень часто спрашивают, а что хотел сказать художник. Я считаю, что это совсем неважно. Главное, что почувствуют зрители, эмоции будут разные. Я читаю комментарии. Белоруссия видит своё, поскольку это их боль. Кто-то увидел линию фронта. Мне хотелось показать бесконечный путь в никуда как аллегорию стремления к власти, богатству... А вторая мне близкая интерпретация – это, скажем так, красная черта, то есть граница, которую нельзя переступать человеку. Нужно жить по совести.