Всех переступивших порог парадного вестибюля Оружейной палаты встречает огромный двухметровый Климент Ворошилов – на листе бумаги такого размера его изобразил сангиной Евгений Кацман в 1933 году.
– Этот портрет интересен тем, что здесь Климент Ефремович изображён в момент своего наркомства, – поясняет Metro куратор выставки Ольга Мироненко. – Должность наркома по военно-морским делам обороны он занимал дольше, чем кто бы то ни было – с 1925 по 1940 год.
Как и этот лист бумаги, Ворошилов был масштабен: родившийся в беднейшей рабоче-крестьянской семье, он достиг вершин государственной власти и не терял авторитета до конца жизни. Когда в 1955 году Никита Хрущёв решил выселить проживавших на территории Кремля с 1918 года государственных чиновников, он не посмел тронуть только Ворошилова. Легендарный командарм стал в прямом смысле слова кремлёвским долгожителем и прожил недалеко от Оружейной палаты, где сейчас показывают его портреты, награды и оружие, дольше всех, с 1918 по 1962 год.
О Ворошилове сегодня вспомнили, в том числе, и в связи с местом его рождения: он уроженец села Верхнего, расположенного в черте города Лисичанска – настоящей колыбели Донбасса, где в 1795 году начались первые в стране разработки каменного угля. В возрасте 6 лет он начал выбирать колчедан на шахтах за 10 копеек в день, и только в 14 лет нищий мальчик смог пойти в земскую школу.
Простой луганский рабочий, оттрубивший годы на металлургическом, паровозостроительном и орудийном заводах, в годы Первой мировой, не имея военной подготовки, берёт в руки оружие и организовывает оборону Луганска от австро-германских войск. Затем – эпическая оборона Царицына (сейчас – Волгоград) от Донской армии атамана Краснова вместе с Иосифом Сталиным и боевой путь в Первой конной армии от Воронежа до Крыма, когда будет разбита армия Деникина. О нём немедленно напишет Бабель в своей "Конармии", о нём слагают песни: "Ведь с нами Ворошилов,// Первый красный офицер,// Сумеем кровь пролить за СССР!" Ворошилов стал, как сейчас сказали бы, ролевой моделью для сотен тысяч советских мальчишек.
Он становится наркомом обороны и первым маршалом, под его руководством советское государство модернизирует армию и делает дипломатические успехи на Востоке. На площади Таксим в Стамбуле есть памятник Кемалю Ататюрку, по правую руку от которого размещена фигура Климента Ворошилова – по личному указанию отца-основателя Турецкой Республики .
Выставка не только напоминает о личности легендарного наркома, но и показывает его с принципиально новой стороны – как любителя искусства.
– С середины 1920-х годов за Климентом Ворошиловым закрепилось негласное звание друга художников, – рассказывает куратор выставки Ольга Мироненко. – Он долгие годы дружил с Исааком Бродским, Александром Герасимовым, Василием Сварогом и Евгением Кацманом. Есть картина Герасимова, где они изображены все вместе на даче у Сталина сидящими за столом и пьющими чай.
На выставке есть большая гравюра на камне, выполненная Бродским, а также фото, на котором художник делает для неё рисунок.
– Данных о том, что с Ворошилова рисовали эскизы, не сохранилось, – рассказывает Metro Ольга Мироненко. – Скорее всего, он, как и Сталин, никогда не позировал – художники рисовали его по памяти и с фотографий.
Самые дружеские отношения связывали Ворошилова с академиком Александром Герасимовым, первым президентом Академии художеств СССР, автором известной работы "Сталин и Ворошилов в Кремле". В годы Большого террора нарком ходатайствовал со слов Герасимова за ряд деятелей искусства.
По инициативе Бродского Ворошилов вступил в переписку с Ильёй Репиным, предлагая тому переехать в Россию из Финляндии (имение художника в Куоккале оказалось на финской территории после 1918 года). Репин не вернулся, но очень высоко отозвался о письмах Ворошилова.
– Ворошилов был человеком природной интеллигентности, он искренне любил книги и искусство, всё время занимался самообразованием, много читал, посещал выставки и умел дружить с художниками, – рассказывает Ольга Мироненко.
Более успешными были усилия Ворошилова по возвращению в Советский Союз Максима Горького, с которым он тоже был в дружеских отношениях – об этом на выставке напоминает картина Василия Сварога, изображающая наркома и писателя за стрельбой в тире. На доске за спинами стрелков ведётся счёт, и видно, что у Ворошилова очков больше.
– На картине они соревнуются в тире Центрального дома Красной армии, – поясняет Ольга Мироненко. – Известно, что Горький очень хорошо стрелял и был случай, когда он превзошёл Ворошилова по очкам, после чего родилось шуточное предложение ввести звание "Горьковского стрелка", которое будет вручаться лучшим из Ворошиловских.
Как ближайший соратник Сталина, Ворошилов был причастен к Большому террору: его подпись стоит на 185 расстрельных списках, в которых был и прадед автора концепции выставки, историка Сергея Брюна, художник Анатолий Брюн. Однако это не помешало Сергею Брюну суметь отдать должное и личным качествам, и историческому масштабу героя своего исследования.
– Он ярче иных артистов менял образы, становившиеся в прямом смысле слова "архетипами" менявшихся эпох: от луганского рабочего к комиссару в кожанке с шашкой в руках, от одного из вождей Первой конной к наркому обороны в шинели и будённовке, к маршалу с золотыми погонами, к элегантном старику в белом костюме, поражавшему изяществом, интеллигентностью, вежливым отношением к окружавшим его людям, – рассказывает Сергей Брюн. – Когда в 1958 году в Москву на Первый Международный конкурс имени Чайковского прибыла бельгийская королева Елизавета, в Кремле её принимал Ворошилов. Он предложил королеве верховую прогулку. По словам очевидцев, Ворошилов поразил бельгийскую свиту своей галантностью. Так они и катались в тени деревьев Тайницкого сада – королева и седой маршал, луганский рабочий, последний житель Кремля.