Шестидесятилетняя учительница на пенсии Нэнси (Эмма Томпсон) через два года после смерти мужа впервые в жизни решается приобрести новый сексуальный опыт. Она нанимает секс-работника (прекрасный зеленоглазый ирландец Дэрил МакКормак из "Викингов" и "Острых козырьков"), который называет себя Лео Гранде. Она страшно смущается своих желаний, несмотря на то что юноша ведёт себя как джентльмен, обаятелен, обходителен и внимателен. Они встретятся всего четыре раза в одном и том же гостиничном номере, и Нэнси постепенно сумеет раскрепоститься.
Собственно, вот и весь сюжет фильма австралийки Софи Хайд, который она представила в этом году на фестивале "Сандэнс", где было много фильмов о женщинах. Это крошечное камерное, диалоговое кино, где задействованы фактически всего два актёра, а действие почти не покидает четырёх стен. Давно доказано, что лучшего формата для разговора о сексе не придумано. Замкнутое пространство, хороший сценарий, сильная актёрская игра, и пусть весь мир подождёт.
Встречи Нэнси и Лео сразу перестают ограничиваться только сексом, напоминая скорее сеансы взаимной психотерапии. Они разговаривают о пресловутых, всегда напряжённых отношениях отцов и детей, своей работе, разочарованиях и надеждах. Возможно, Хайд не копает достаточно глубоко, не исследует какие-то необычные "отклонения", как Бунюэль в "Дневной красавице", где скучающая домохозяйка уходит работать в бордель. Хайд не открывает радикально нового, но интересно рассматривает один из аспектов сексуальности.
Лео – некий выдуманный персонаж, который продаёт клиентам фантазию об идеальном, понимающем, даже мудром "принце" с безупречными манерами. "Ты какой-то секс-святой", – говорит ему Нэнси после его рассказа о клиентке с инвалидностью, которая не может выходить из дома. Но и Нэнси становится для Лео своеобразной фантазией. Они оба скрывают свои настоящие имена друг от друга и скрывают от мира свои интимные встречи. Лео лжёт семье о своём роде занятий.
– Ладно, если ты хочешь знать, то я пытаюсь заработать на университет.
– О, это так мило… А это правда?
– Нет.
Будь это глубокая драма о тайных и тёмных движениях человеческой души, персонажи погрязли бы в вязкости этой лжи. Но перед нами, страшно сказать, позитивная секс-комедия с парой драматических штрихов, которые мы сейчас называем жизненностью. У неё было тридцать лет скучного лежания под одеялом с мужем, ни одного оргазма и унылая работа. А у него – проблемы с матерью и неодобрение общества (фильм поднимает тему снятия порочного клейма с секс-работников).
Но Хайд твёрдо настроена на оптимизм, и мы наблюдаем преображение женщины, которая в 60 лет подружилась с собой. Блистательная Эмма Томпсон (актриса даже старше своей героини, ей 63 года) предстаёт на экране обнажённой. Ради финала, в котором она рассматривает себя в зеркале и остаётся довольной, фильму можно простить упрощения, идеализацию и небольшое провисание в последней трети.
В конечном итоге это нежное, деликатное и доброе кино о сексе, где победила дружба. И конечно, фильм стоит посмотреть женщинам зрелого возраста. Никогда ещё для них так воодушевляюще не играли в четыре руки.
Посмотрев фильм, можно поверить, что в сорок лет жизнь только начинается.