В разноцветном потоке
В программе пресс-показов ММКФ картина "Голова-жестянка" шла уже под закрытие очередного кинодня, но, похоже, никто из доживших до столь позднего часа журналистов не пожалел о том, что добрался до зала.
Как только буквы названия картины, шевельнувшись, разлетаются в разные стороны по цветному звёздному небу, начинаешь осторожно надеяться: а не праздник ли какой-то намечается на экране? И надежды вдруг оправдываются.
Главная героиня картины – девочка-подросток Женя по кличке Жесть. Однажды она со своим парнем (называемым исключительно по фамилии – Приходько) решила прыгнуть в лесу с какого-то пригорка, парень испугался и не прыгнул, а Жесть неудачно приземлилась на арматуру и теперь ходит со стариковской палочкой. Между родителями Жести и Приходько вспыхнула ненависть не хуже Монтекки и Капулетти, да и Жесть свято убеждена, что теперь ненавидит весь мир и Приходько, а он, соответственно, её. Из такого сюжета, казалось бы, ничего, кроме мрачной драмы, не сделаешь – а получилась сплошная любовь.
Авторам удалось создать такую визуальную ткань, что для описания того, что видишь на экране, так и просится модное клише "в потоке". Это чистый потоковый праздник из контрастных цветов, подростковых фенечек, постеров и клипов, приколов словесных и визуальных, где то и дело мелькающая анимация – часть реальности, и появляется странная уверенность, что у каждого, у кого был неудачный день, над головой всегда вырастает красивая надпись "Вечер злого человека".
Всё это мелькает и переливается под специально написанную к фильму музыку Марка Дорбского, хиты СБПЧ, Тоси Чайкиной и Gayana. В этом цветном потоке бредёт худая, с лезвиями в ушах и скрепками в волосах, большеглазая, хромая и язвительная Жесть, как какая-то богиня подростковых страданий и любви. "Я скучаю по тебе до мокрых ушей", – заявляет она и ловит светящегося робота-таракана.
Каждая сцена – отдельное развлечение
Создатели картины на пресс-конференции рассказали, что уже на этапе замысла снять фильм и начала читок из них посыпался "фонтан придумок".
– Очень много придумали на площадке, придирчиво искали свой темп и монтаж, и даже вплоть до финального сведения мы всё время сочиняли что-то новое, – рассказала продюсер Маргарита Мигранова. – В фильме масса деталей и отсылок, и было прикольное ощущение, что вся группа освободила себя и пошла творить.
Создатели картины рассказали, что во многом монтажный строй фильма родился из эстетики мобильных видео.
– Я такой же смартфонный человек, как и все. У меня столько мессенджеров и приложений, что все новые мемы я узнаю раньше своих детей, – рассказал режиссёр картины Иван Капитонов. – Хотелось, чтобы каждую минуту было интересно и неожиданно, чтобы каждая сцена была отдельным развлечением, необычно заканчивалась и необычно склеивалась со следующей сценой.
Отдельного внимания заслуживает диалоговая часть, за которую отвечает автор одноимённой повести и сценария Серафима Орлова. Книга была номинирована на несколько литературных премий и уже распродана в магазинах, но режиссёр Иван Капитонов прочитал её ещё в черновике и сразу решил делать фильм.
– Я даже плакал на площадке несколько раз, я парень эмоциональный, – пошутил режиссёр. А затем серьёзно добавил:
– Все эти наши задумки не так важны, как чувство, которое рождается или не рождается в конце фильма. Если оно рождается, то задачу я выполнил.