Любовь и экономические преступления: в Театре на Малой Ордынке идут "Волки и овцы"

Любовь и экономические преступления: в Театре на Малой Ордынке идут "Волки и овцы"
Театр на Малой Ордынке
В поединках волков кому-то приходится стать овцой.

О чём спектакль

Губернские мошенники

Влиятельная помещица Меропия Давыдовна Мурзавецкая (Елена Захарова) решила нажиться на неопытности в денежных делах молодой богатой вдовы Евлампии Николаевны Купавиной (Янина Студилина). Она составляет подмётное письмо, в соответствии с которым покойный супруг Купавиной якобы задолжал крупную сумму покойному отцу её, Мурзавецкой, племянника (Артур Походня). При помощи мнимых долгов она хочет склонить вдову к замужеству на пьянице-племяннике. Союзником по махинациям она делает управляющего имением Купавиной Вукола Наумовича Чугунова (Евгений Герасимов), шантажируя его знанием о его прошлых делишках. 

Когда вдова уже близка к мысли о расплате, на горизонте появляется её сосед по имению Василий Иванович Беркутов (Максим Щёголев), давно положивший глаз как на Купавину, так и на её богатство. Вместе с "богатым, ожиревшим барином" Михаилом Борисовичем Лыняевым (Владимир Тягичев) Беркутов берётся разоблачить шайку прохиндеев. Для вящей ясности в расстановке ролей Лыняев прямо говорит, что вокруг нас живут не люди, а волки и овцы: "Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать". Но главный двигатель сюжетов Островского – деньги – и здесь путает все карты и роли: каждый в этой истории готов поменять овечью шкуру на волчью и наоборот.

Богатая вдова и её поклонники.
Театр на Малой Ордынке
Богатая вдова и её поклонники.

Впечатления

Любовь и деньги правят миром

Свою пьесу Александр Островский писал по материалам громкого судебного процесса игуменьи Митрофании, шедшего с 4 по 20 октября 1874 года в уголовном отделении Московского окружного суда. Митрофания была не только игуменьей, но и бывшей баронессой Розен, фрейлиной императорского двора. Она обвинялась в подлогах, игре на чёрной бирже и прочих махинациях, которые приносили ей миллионы. Великий русский драматург превратил уголовное дело в комедию, в которой серьёзного, по его замыслу, было столько же, сколько смешного. Но современники Островского охотно проникались глубиной показанной им драмы. "Мрачные картины людского падения, возмутительного каннибальства, где высшее существо – человек, как зверь, пожирает себе подобного, где геройствуют Беркутовы да Глафиры, где разум – палач без сердца, а сердце – шут без разума", – так живописал свои впечатления от пьесы современник драматурга, актёр Модест Писарев (родственник известного критика Дмитрия Писарева). 

Спустя почти 150 лет после написания пьесы по телевизору в режиме нон-стоп крутят криминальные сериалы, так что поразить современного зрителя тем, что кто-то, улыбаясь, хочет оставить соседа без последних штанов, уже чрезвычайно трудно. Нажива в современном мире считается высшей доблестью едва ли не у целых социальных слоёв, так что привлечь внимание к драме человеческого падения можно разве что через комическую сторону пьесы. А чтобы сделать смешной нешуточную борьбу за деньги, которую ведут все участники действа, нужна актёрская игра, которая увлечёт любого зрителя – включая адептов "Тиктока", которым покажутся крайне архаичными словесные обороты вроде "подьяческая кляуза" и "доходные стати". Это создателям спектакля определённо удалось: даже те, кто споткнётся о запутанность проблемы, кто здесь кому и почему должен, не смогут оторвать взгляда от сцены до самого конца – столько любви к Островскому и его меткому слову вложили в этот спектакль артисты и постановщики.

Глядя на то, как актёрский ансамбль Театра на Малой Ордынке разыгрывает нарисованные Островским любовные страсти, замешанные на товарно-денежных отношениях, просто диву даёшься, насколько они пережили язык, которым были рассказаны. Вот "бедная девица" Глафира Алексеевна (Анастасия Черникова), отбросив ложную скромность, берёт в оборот богатого барина, который из закоренелого холостяка вдруг превращается в подкаблучника – и сложно сдержать хохот от этой стремительной перемены местами овцы и волка. А вот Евлампия Николаевна – типичная гламурная лентяйка, наивная и неприспособленная к жизни – и в этой роли идеальна Янина Студилина. Задуманный Островским опасным хищником Беркутов в блестящем исполнении Максима Щёголева выглядит очень современно и притягательно – умный и страстный человек, который никому не даст себя одурачить, готов сразиться за справедливость и спасти прекрасную девушку – то ли председатель совета директоров, то ли Джеймс Бонд. 

В какой-то момент, погрузившись в мастерский словесный пинг-понг, который искусно ведут Чугунов и Мурзавецкая, ловишь себя на мысли, что величие Александра Николаевича Островского было, в том числе, и в умном выборе двух главных тем: вопросы любви и денег не устареют никогда, даже если начать о них рассказывать исключительно гекзаметром.

Как из холостяка сделать подкаблучника.
Театр на Малой Ордынке
Как из холостяка сделать подкаблучника.

Фишки

Снимайте, сколько хотите

Обычно в театрах перед показом строгий невидимка откуда-то с потолка грозит какими-то карами за возможную фото и видеосъёмку во время спектакля, а здесь внезапно мягкий голос Евгения Герасимова сообщает: "Не забудьте отметить театр в соцсетях. Я убеждён, что искусство должно быть доступно всем". И этот был тот редкий случай, когда на спектакле ни разу ни у кого не зазвонил телефон.

Подслушано у зрителей

"Как же мне нравится, что здесь нет ничего современного с претензией на оригинальность".

"Смотрится на одном дыхании, не затянуто".

"Беркутов – просто котяра".