Недавно Артур Бондарь выпустил книгу “На небе никого”, в которую вошли 113 военных фотографий, большинство из которых прежде нигде не публиковались. Они дополнены текстами, которые специально для книги написала поэтесса и писательница Ксения Букша – 33 истории, основанные на дневниках и воспоминаниях военных лет – со страниц книги звучат голоса простых людей из разных стран.
– Эта книга о людях на войне, прежде всего о людях, а потом – о войне. В формате книги фотографии и тексты неожиданно начинают между собой взаимодействовать. И благодаря этим связям мы можем посмотреть на одно событие с разных точек зрения, – рассказал Metro Артур Бондарь. – Я этому научился благодаря моим бабушкам. Во время войны они обе жили в Украине, были "принудительно эвакуированы". Бабушка Анастасия попала гувернанткой в австрийскую семью, где к ней хорошо относились, как к человеку – а отношение “как к человеку” в то время значило очень много. Ей даже давали шоколад. Она говорила, что в любой стране, в любом обществе есть хорошие люди и есть плохие. У бабушки Галины была другая судьба. Ее загрузили в коровий вагон и отправили в сторону Третьего рейха. Она попала на торфяную фабрику, приходилось очень тяжело работать. Во время бомбардировки фабрики она убежала, спряталась в лесу, с приходом Красной армии ей удалось вернуться домой. Она была непримирима ко всем немцам. Правда, говорила, что некоторые люди тайком оставляли им еду, значит, были способны на сострадание.
Фотограф медицинских батальонов
Коллекция Артура Бондаря началась с покупки на сайте "Авито" уникального архива фотографа Валерия Фаминского.
– Однажды мне попалось объявление: продаются фронтовые фотографии и негативы 1944 года. Крым. Валерий Фаминский. Мне как фотографу стало интересно, я не думал, что негативы так долго могут существовать. И когда я их просмотрел, я понял, что ничего подобного мы не видели в книгах, на выставках, в школе. К негативам прилагалась автобиография фотографа, напечатанная на машинке, – поделился Артур. – Фаминский работал на заводе, в советское время часто при заводе был свой фотограф. На войну его долго не брали из-за плохого зрения, он попал на фронт только в конце 1943 года как фотограф от ВММ (Военно-медицинский музей Красной Армии) – он снимал как оказывается первая медицинская помощь красноармейцам на фронте. Первая часть архива – Крым 1944, вторая – Берлин, 1945 года.
Как говорит Артур, сегодня архив Валерия Фаминского намного известнее в Германии, чем у нас. По его мнению, частично это связано с тем, что он успел запечатлеть Берлин, которого больше нет.
– Возможно, из-за того, что Фаминский попал на фронт поздно, у него осталось чувство человеческого сострадания, он много снимал мирное население, которое пострадало от войны и с той, и с другой стороны, – добавил Артур Бондарь. – Мы издали две книги Валерия Фаминского в России, а также одну в Германии, показали четыре выставки у нас и две в Германии.
Фотографы-любители под запретом
Позже Артуру стали звонить частные коллекционеры. Оказалось, что неизвестных негативов, которые остались со времен Второй мировой войны, достаточно много.
В коллекции Артура Бондаря есть снимки разрушенных немецких городов и зданий. Например, в городе Фрайбург уцелела только одна церковь.
По словам коллекционера, в Советском Союзе только аккредитованный фотограф мог попасть на фронт – снимать не официально считалось шпионажем и строго наказывалось по законам военного времени.
– Один из известных случаев – фотографа-любителя из Ленинграда Александра Никитина, который снял всего три снимка разрушенных домов, но свои же граждане его сдали в милицию, после чего он был осужден, обвинен в шпионаже и сослан в Сибирь, где умер от истощение в лагере под Соликамском.
Самое худшее, что случалось с архивами во время войны – уничтожение того материала, который не проходил цензуру. Сколько всего мы бы могли узнать из него сегодня. Артур Бондарь, фотограф