Когда животных какого-то вида становится в природе слишком мало, их начинают выращивать в питомниках и центрах восстановления. Поэтому специалисты всегда радуются, когда звери создают крепкие пары.
В Приокско-Террасном заповеднике живут Мучадр и Музыка. Он статный и самый высокий из зубров питомника. Она хрупкая и очень нежная самка.
– В зубриной семье главный всегда самец, – рассказывает Дарья Мацук. – Он первый подходит к кормушке и начинает трапезу. Затем очередь старшей самки, которую все уважают. Кроме того, в семье есть бонна – помощница старшей самки, а также нянька, которая следит за зубрятами и охраняет их.
Раньше Мучадр жил в загоне с очень своенравными дамами. Старшая самка на протяжении 9 лет возглавляла стадо. Она регулярно доказывала своё превосходство в стычках с соседками, которые часто ходили со сломанными рогами. Но привычный уклад жизни изменился, когда в стадо пришла четырёхлетняя Музыка:
– Мучард влюбился в неё с первого взгляда. Во время обеда он заботливо привёл Музыку к своей кормушке и встал между ней и старшей самкой, чтобы новенькую никто не обидел. С тех пор зубриная пара живёт "не разлей вода".
Впрочем, история некоторых пар напоминает самую настоящую Санта-Барбару.
– Заповедные степи Оренбуржья – единственное место в стране, где восстанавливают популяцию лошади Пржевальского. Там встретились жеребец Авен и кобыла Бася. Сначала она попала в гарем жеребца по имени Паприка, но быстро оттуда ушла.
Покинув Паприку, Бася влюбилась в венгерского жеребца Опала, но их отношениям мешал... забор. А потом кобыла оказалась в холостяцкой группе (состоящей только из жеребцов) и жила в этом «гареме наоборот» около месяца, пока не появился принц на коне, то есть принц-конь – Авен. Авен быстро надавал тумаков молодым жеребцам и увёл Басю в Сурчиную долину. Там есть всё необходимое для создания новой семьи: просторные пастбища, родники. Их отношения длятся уже почти два года, и расставаться они явно не планируют.
Если внимательно понаблюдать за животными, можно увидеть, что они обнимаются, флиртуют и целуют друг друга в точности как влюблённые люди. Дарья Мацук, руководитель Росзаповедцентра
А вот северные олени Лена и Игнат из Керженского заповедника живут в вольере и в дикую природу не собираются:
– Поэтому посетители могут наблюдать за ними круглый год, за исключением периода родов и восстановления Лены после них (ведь даже у оленей должна быть личная жизнь). Сейчас у них уже выросли внуки, правда, бабушка с дедушкой своих потомков никогда не видели. В этом году рогатым супругам исполняется по 10 лет. Они в самом расцвете сил – продолжают мирно жить вместе и сейчас ожидают очередного прибавления в семействе.