Одетая в выцветшее розовое платье 6-летняя Джульетта Салмания сидит на корточках под палящим солнцем и раскалывает белый камень с помощью простенького каменного инструмента. Пыль покрывает её крошечные ручки и волосы. Земля вокруг на многие метры усеяна действующими и заброшенными литиевыми шахтами и сельскохозяйственными угодьями, которые вскоре будут изрыты в поисках более богатой руды.
Эта сцена запечатлена на снимках журналистов AP, посетивших городок Пасели в Нигерии — одну из многих локаций, где можно наблюдать "литиевую лихорадку". Всему виной литиевые аккумуляторы, спрос на которые в мире неуклонно растёт.
Литиевый бум
Сегодня нигерийская литиевая промышленность широко использует практику нелегальной разработки месторождений, рассказала Metro африканист Наталия Пискунова.
— Масштабы рынка колоссальны. В 2024 году приблизительная выручка от продажи незаконно добытого лития в Нигерии превысила $9 млрд долларов. По данным ООН, на 2024 год на нелегальных шахтах по добыче лития трудится более 1 миллиона детей.
На территории Нигерии сегодня насчитывается более двух десятков таких шахт. Они представляют из себя опасные и токсичные производства. Трудятся там практически без каких-либо мер предосторожности и защиты.
— А добыча лития и его перевозка крайне токсичны и опасны. Это одно из наиболее опасных производств в плане интоксикации дыхательной системы и поражения нервной системы и сосудов.
Такие шахты в Нигерии и по всей Африке стали появляться более 10 лет назад из-за роста мирового спроса на литиевые батареи. В Нигерии они сосредоточены около городка Пасели, стоящего недалеко от столицы.
Одна из причин бума в Африке — китайские компании, наводнившие страну. Китай остро нуждается в быстрой добыче и поставке ресурсов для производства собственных литиевых батарей. Также металл продают в Индию.
Детский труд
В большинстве случаев на таких шахтах работают несовершеннолетние.
— Вместо посещения школы они идут за "быстрой добычей" лития, за который можно оперативно получить деньги на оплату еды, воды и жилья для всей семьи.
Несовершеннолетние трудятся в основном на небольших разработках, проводя долгие часы в небезопасных шахтах, выкопанных без соблюдения какой-либо техники безопасности. Там они дробят или сортируют камни либо перевозят тяжёлые грузы с рудой. При этом дети подвергаются воздействию токсичной пыли, которая может вызвать проблемы с дыханием и астму.
Команда из шести детей в Пасели за день может отсортировать и упаковать до десяти 25-килограммовых мешков с богатой литием породой. За работу с раннего утра до позднего вечера они обычно получают по 4000 найр (порядка 2,42 доллара).
При этом никто из детей на шахте в Пасели не ходит в школу. В Нигерии её могут посещать с 5–6 лет. Лишь двое из группы проходили обу­чение ранее. Один 5-летний мальчик бросил учёбу, став сиротой. Другая — 6-летняя девочка, семья которой более не могла позволить себе оплачивать учёбу обоих детей. Предпочтение было отдано её 11-летнему брату.