Когда я училась на журфаке, один из преподавателей говорил студентам: "У вас хватает таланта писать короткие статьи, но не хватает таланта, чтобы писать книги". И мне всегда хотелось доказать, что у меня таланта хватит, особенно если этому поучиться.
Послушав Алексея Варламова, который выступал на площадке "Россия сегодня", я поняла, где и как "делают" талантливых писателей – в прямом и переносном смысле.
– Секрет долголетия и высокой планки литинститута заключается в магии того места, где он расположен, – рассказал ректор. – В одной из аудиторий родился Герцен, у нас даже остался диванчик, на котором это произошло. Потом в этом месте встречались славянофилы. Массолит находился в этом здании (Вымышленное объединение литераторов, фигурирующее в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". – Прим. ред)... И уже в 1932 году Максим Горький задумал в этой усадьбе основать Литинститут, который открылся там через год. Он всегда был домом для русской литературы самых разных течений и направлений. Ходит легенда, что в нашем институте даже работал дворником писатель Андрей Платонов. Хочется верить, что это было именно так и он выметал своей метлой из института нерадивых учеников.
Праздновать 90-летие института будут 4 декабря, добавил профессор.
– Конкурс у нас большой, но ЕГЭ по гуманитарным предметам – вещь несовершенная, – продолжает лектор. – ЕГЭ показывает знание литературы, но не показывает её понимание. Порой на творческом собеседовании непонятно, за что человек 100 баллов получил на ЕГЭ. И наоборот, приходят талантливые дети, а баллы по литературе низкие. Поэтому, кроме ЕГЭ, мы проводим собственные испытания – этюд на заковыристую тему и творческое собеседование. Наша задача – с одной стороны, не пропустить таланты, а с другой, не брать тех, для кого это будет ложный выбор. К нам поступают талантливые дети со всей России – от Калининграда до Чукотки. Больше половины студентов – иногородние.
Варламов добавил, что студенты живут в легендарном общежитии, где в своё время ночевал Василий Шукшин.
– "Мы не врачи, мы – "боли", – так сказал в своё время о писателях Герцен. Писатели не лечат и не дают рецептов, они регистрируют, где болит, – говорит профессор. – И в писатели идут не для того, чтобы разбогатеть и прославиться, а потому, что у человека есть причина, есть какая-то аномалия, которая заставляет его писать. Возможно, у него было тяжёлое детство, а литература – способ заговорить эту боль. Главное, так описать свою боль, чтобы было интересно широкому кругу людей. Для этого нужен талант. Реально пробиваются и становятся известными писателями немногие. Остальные получают хорошее гуманитарное образование, учатся формулировать мысли и смыслы и устраиваются на хорошую работу. Не верьте, если из вас обещают на курсах сделать Шолохова или Есенина за год. Писатель формируется в течение долгого времени, минимально на это уходит пять лет.
Мы также поговорили с выпускниками литинститута, чтобы узнать, как им помог диплом Литинститута в построении карьеры:
Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний "ЛитРес":
– В Литинституте действительно дают крепкую гуманитарную базу. Нас учили осмысленному и быстрому чтению, а ещё мой мастер Сергей Есин любил повторять, что "нужно держать удар" в любой ситуации.
Учебная программа была разнообразная: история древних цивилизаций, античная литература, риторическая поэтика и стилистика, введение в литературоведение, курс древнерусского языка, старославянского и латыни – всё то, что может пригодиться в жизни человеку, работающему со словом. Как минимум наедине с собой ему никогда не будет скучно.
В целом, я рада тому, что училась в Литинституте – это хороший вуз. Да, он оброс легендами, многие выпускники действительно не смогли состояться в профессии и реализовать свой потенциал, но это уже вопрос к навыкам конкретных людей и к тому, какую жизненную стратегию они выбирают. От Литинститута не стоит ждать чудес, как и от любого другого института. Диплом не гарантирует ничего.
Наталия Басовская, специалист по учебно-методической работе Литературного института:
– Я окончила Литературный институт в 2018 году, факультет художественного перевода с итальянского языка под руководством Евгения Михайловича Солоновича.
Литинститут – самое волшебное учебное заведение в мире, сохранившее неповторимую атмосферу. Институт дал мне качественное гуманитарное образование, глубокое понимание литературных, исторических, философских процессов, уверенность в завтрашнем дне, а также приверженность высоким гуманистическим идеалам литературы и искусства. Я очень благодарна всем преподавателям, которые учили нас все эти 5 лет, всем преподавателям, а ныне – моим коллегам, ведь после окончания института я осталась в нём работать.
Считаю Литературный институт делом своей жизни и очень горжусь тем, что в моей трудовой книжке всего одна запись. В связи с грядущим юбилеем желаю всему нашему коллективу творческих свершений, талантливых студентов, долгих и счастливых лет!
Татьяна Шипилова, редактор портала "ГодЛитературы.РФ"
– В Литинститут я шла за вторым высшим, мне очень хотелось работать в литературной среде. На 3-м курсе я устроилась на портал "ГодЛитературы.РФ" – сначала внештатником, потом на ставку. У нас в редакции 5 человек, и трое из нас окончили Литинститут. Сейчас я учусь в Литинституте в аспирантуре.
Наш институт даёт классическое филологическое образование, только с упором не на русский язык, а на литературоведение. По вторникам у нас день мастерских и творческих семинаров по прозе, поэзии, драматургии. Хороший писатель – это хороший читатель. Поэтому нас также учат разбираться в нюансах стилистики текстов.
Идти в Литинститут с намерением стать великим писателем не стоит. А стоит, если любишь писать и хочешь чему-нибудь научиться. Кто-то пойдёт на прозу, потом перейдёт на поэзию или наоборот. Никто не запрещает ходить на разные семинары и искать своего учителя. Поэтому учёба в Лите – это бесконечный поиск себя.