Личный пример: как привычки и образ жизни родителей влияют на успешность ребёнка в будущем

Родители, если хотят, чтобы их ребёнок вырос успешным и счастливым, сами не должны совершать ошибок. Ведь младшее поколение берёт пример со старшего
Личный пример: как привычки и образ жизни родителей влияют на успешность ребёнка в будущем
shutterstock.com / Copyright (c) 2018 New Africa/Shutterstock. No use without permission.
Родители должны научить детей откровенно делиться эмоциями.

Мы все стремимся быть для своих детей хорошими родителями и хотим, чтобы они стали успешными и счастливыми, осознавая свою ответственность за их воспитание и будущую жизнь. 

Пока дети совсем маленькие, мы умиляемся, как они нас "копируют" во всём, забывая при этом, что являемся примером для них и в процессе "воспитания". А они пришли в нашу жизнь не для того, чтобы мы их учили. 

Наблюдая за нами, дети могут научиться всему, что им нужно для дальнейшей самостоятельной жизни. 

С какими проблемами сталкиваются родители и как личный пример влияет на поведение и дальнейшую жизнь их детей, Metro рассказала  сертифицированный коуч, эксперт по развитию мотивации и автор программ личностного роста Мария Кармин.

Нежелание учиться

Что только не пробуют родители: делают вместе уроки, обещают подарки и поездки за успехи, угрожают бедностью и "работой дворника", платят за хорошие оценки, но всё тщетно. А почему? Потому что сами родители не горят желанием получать новые знания.

– Если родители не обладают любознательностью, страстно не увлечены своим делом, не изучают или не пробуют постоянно что-то новое, стремления к развитию и познанию не будет и у их детей, – говорит эксперт. – Мало того, когда такие дети вырастают, они не знают, чем хотят в жизни заниматься, работают на нелюбимой работе исключительно ради денег, страдают ленью, апатией и выгоранием.

Капризы, скандалы, невоспитанность

И как у таких интеллигентных родителей вырастают такие хамы и наглецы? Самая неочевидная, но самая точная причина – родители эмоционально незрелые и не умеют разбираться со своими эмоциями: держат в себе раздражение и агрессию, подавляют свои чувства, копят стресс и зачастую скрывают своё состояние от детей и окружающих.

– Дети "считывают" все негативные реакции и эмоции и до 7–9 лет открыто их проявляют, полностью отражая внутренние конфликты своих родителей, – говорит Мария. – В более позднем возрасте они также, как мама и папа, демонстрируют отсутствие эмоциональной зрелости и умения справляться с собственными эмоциями. Темперамент у всех разный и подавленные эмоции порой просыпаются как вулкан.

Повышенная мнительность, тревожность, боязливость

Задача семьи – обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя его ребёнку при взаимодействии с внешним миром. Если родители регулярно испытывают стресс на работе или отношения в семье напряжённые – младший член семьи не может чувствовать себя комфортно, а главное – в безопасности.

– Переживание подобных состояний становится для ребёнка нормой, то есть его базисным состоянием, в котором ему свойственно будет находиться и в дальнейшем, даже при самых благоприятных внешних условиях. Разрушительные отношения в семье, особенно между отцом и матерью, закладывают фундамент психики.  Постоянное недовольство друг другом, открытые ссоры и скандалы или скрытая враждебность вредят формирующейся психике, – поясняет эксперт. – Ребёнок, лишённый психологической зрелости, способен только на саморазрушительное выражение себя, и в будущем ему будет сложно создать свою идентичность и добиться высот в карьере.

Пессимизм

Если уже взрослый человек считает, что всё в жизни достаётся большим трудом, в ней нет места радости, лёгкости и удовольствию, значит, его родители когда-то придерживались принципа "хорошего понемногу". При каждом удобном случае они напоминали, что "удовольствие надо заслужить".

– Такой подход к жизни обусловлен тем, что родители сами не умеют расслабляться и радоваться жизни. Возможно, они боятся, что не приучат своих детей к труду и целеустремлённости, поэтому сгущают краски и не поощряют удовольствие, – говорит Мария. – В INSEAD – топовой международной бизнес-школе, где я стала мастером делового администрирования, неслучайно ключевым девизом является фраза: Work hard, play hard, go far! – "Усердно работай, усердно отдыхай – и далеко пойдёшь". Без умения отмечать результаты своей деятельности большого успеха, а главное – удовлетворённости своей жизнью, не добиться.

Саботаж успеха

– За шаг до победы сходят с пути и проваливают результат люди, чьи родители, особенно матери, придерживались позиции: "добейся успеха, чтобы я гордилась тобой". 

Дело в том, что мы склонны желать своим детям и нацеливать их на то, чего у нас самих нет, чего мы сами достичь не смогли, поэтому хотим реализоваться за их счёт. Но, к сожалению, нереализованные нами желания и стремления так и останутся нереализованными, так как детям не с кого было взять пример, – объясняет Мария. – Помимо этого, у таких недовольных своей жизнью родителей, как правило, присутствует парадоксальная и часто неосознаваемая внутренняя установка в отношении своих детей: "Не превзойди меня". 

Этот внутренний конфликт родителя, который оказывается всегда недоволен своим чадом: либо "ты меня разочаровываешь", либо "ты слишком самоуверен, слишком многого хочешь" становится причиной, по которой ребёнок стремится не к своим целям. При этом он не доходит до результата, так как подсознательно испытывает чувство вины, если превосходит родителя в успехе. 

Например, накануне важного совещания, экзамена или деловой встречи человек заболевает, уходит в загул или саботирует событие любыми другими способами.

Зависимость от чужого мнения

Родители, принимающие решения за своих детей, в какие кружки ходить, на кого учиться, что надевать, с кем дружить и т. д, ведут себя неверно. Ни в коем случае не стоит применять психологический контроль над ребёнком и его жизнью, оберегая его от ошибок и снимая с него всю ответственность, советует психолог.

–  Согласно данным исследований Университетского колледжа Лондона, такой психологический контроль негативно влияет на удовлетворённость жизнью и психическое благополучие детей во взрослой жизни. Подавление или непринятие мнения ребёнка, его желаний и проявлений ведёт к полной потере самостоятельности и уверенности в себе, – говорит Мария. – Поведенческий же контроль, напротив, подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно и может самостоятельно действовать. Дети, получающие от родителей заботу вместо психологического контроля, со временем становятся счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми людьми.