Личные границы в офисе: как оградить себя от неудобных вопросов и звонков в ночи

Коллеги часто не замечают, как нарушают личные границы друг друга, на почве чего возникают конфликты. Поговорили с психологом, что делать в такой ситуации
В офисе очень важно вовремя установить собственные рамки, за которые коллегам переходить будет нельзя.
Antonio Guillem/Shutterstock

С чего всё начинается

Личные границы на работе важны так же, как и в частной жизни, считает независимый HR-специалист Зулия Лоикова. Но иногда руководители в угоду выполнению плановых показателей позволяют себе писать по работе ночью, звонить по поводу какого-то отчёта с пометкой "прямо сейчас" или вовсе стараются выпытать подробности личной жизни, но уже в других целях. Также некоторые сотрудники могут "выдёргивать" коллег во время отпуска. 

– Всё дело в отношениях, которые приняты в компании изначально. Есть корпоративный стиль, когда всё структурно и на бумаге, лишний раз не проявляются никакие живые эмоции. А есть неформальный стиль, семейный, где коллеги как семья. У них более близкие отношения, они делятся информацией, рассказывают о своих личных целях и задачах, достижениях и семейном положении, дружат и ходят в гости и потому больше узнают о жизни друг друга, – объяснила эксперт.

Также причина конфликтов в том, что у людей разное отношение к личным границам. То есть одни готовы уважать особенности других, а другие не приемлют это и жёстко критикуют. Поэтому очень важно понимать внутри себя, где заканчиваются ваши личные границы, поскольку там же начинаются границы другого человека. Многим неприятно осознавать, что в их рамки влезают. 

– В нормальных компаниях работает принцип взаимной договорённости, когда есть негласные элементы, то есть "как мы общаемся и по каким вопросам", а также "какие вопросы не затрагиваем", – уточнила HR-специалист.

Как обычно выходят за рамки

Некоторые любят выражаться матом на рабочем месте. Коллегам же неприятно находиться в таком обществе, следствием чего становятся конфликты. В этом случае эксперт советует обратиться к руководству и договориться об установленном формате общения.

Нельзя не упомянуть очень контактных коллег, которые любят тепло приветствовать друг друга, обниматься и держать за руку, ставить "лайки", писать какие-то комментарии в соцсетях. Но здесь проблема скорее в типе личности.

Крайне редко, но иногда доходит даже до харассмента. Естественно, в таком случае личные границы рушатся вовсе. Чаще такое происходит со стороны руководителя, так как подчинённый по отношению к нему находится в зависимом положении.

– Моя знакомая работала в известной международной компании, руководитель не преминул приставать к ней, хотя она была ниже его по должности. Девушка обратилась к вышестоящему руководству и рассказала, что её принуждают к действиям сексуального характера. После чего он был уволен по статье одним днём, – рассказала Зулия.

Защищаемся правильно

Трудно найти универсальное решение конфликта, ведь многое зависит от кодекса компании, характера и темперамента коллег. Однако супернавыком будет умение отказывать. То есть можно вежливо и спокойно сказать, что вам эта тема неприятна и обсуждать вы её не хотите. Донесите коллегам, что в рабочее время они могут обращаться к вам за помощью по рабочим вопросам, но разговоры на личные темы для вас – табу.

– Если вы побоитесь отказать коллегам в разговорах на личные темы, то предадите себя. Во-первых, вы испытаете недовольство от неприятных вопросов коллег. Во-вторых, ответив, поддадитесь на манипуляцию, что тоже плохо для вас, – заключила эксперт.

Бывает и так, что, доверившись, вы немного успели рассказать о себе и коллеги стали использовать эту информацию в своих целях. Тут эксперт рекомендует обратиться к руководству компании, чтобы резко пресечь такие разговоры. Как правило, на этом этапе буллинг заканчивается.