Это единственный нераскрытый угон самолёта в истории США. Ди Би Купер – псевдоним угонщика (сам так себя назвал при регистрации рейса).
"Он стал ужасно нервным"
24 ноября 1971 года в США произошло событие, всколыхнувшее страну, – угнали Boeing 727-51 с пассажирами прямо во время полёта. Как писала на следующий день газета Seattle Times, опубликовавшая фотографии авиалайнера и переполошённых пассажиров, преступление совершил "мужчина среднего возраста c тёмными волосами, в солнцезащитных очках, деловом костюме и с портфелем в руках".
Всё началось с того, что Boeing 727-51 с 36 пассажирами и 6 членами экипажа поднялся в воздух из Портленда. Ди Би Купер заказал бурбон, после чего передал записку бортпроводнице Флоренс Шаффнер, заявив, что у него бомба в портфеле (так и не удалось установить, был ли это муляж – портфель позже исчез). Девушка увидела в сумке Купера два красных цилиндра и провода.
Пассажиры рассказали, что вскоре после взлёта почти ничего странного не происходило, но кое-что некоторых заставило задуматься. "Я увидел, как стюардесса подошла к этому мужчине и её лицо вытянулось, — рассказал Ричард Симмонс. – Она выглядела сбитой с толку и сглотнула". Другой пассажир вспомнил, как стюардесса заявила: "Отодвиньте занавеску, чтобы он мог всё видеть". Перед взором Купера открылось всё – вплоть до кабины пилотов.
Бортпроводница передала его записку капитану авиалайнера Уильяму Скотту. Купер сообщал, что ему нужны 200 тысяч долларов (20-долларовыми банкнотами) и четыре парашюта.
Капитан Скотт сделал объявление для пассажиров, что "возникли механические неполадки" и приходится сжигать топливо, кружа над Сиэтлом. В это время на земле оцепили аэропорт, собирали деньги и искали парашюты.
Скотт благополучно посадил самолёт в аэропорту Сиэтла. Угонщик хотел, чтобы авиалайнер находился в освещаемой зоне, опасаясь, что полицейские могут прорваться на борт.
Деньги собрали быстро, однако с парашютами возникла загвоздка. Купер нервничал, требуя, чтобы их доставили немедленно. Следуя инструкциям угонщика, из лайнера вышла стюардесса и вернулась с парашютами и чемоданом, полным денег, – всё это доставили к самолёту на машине с мигалкой.
"Через полчаса 36 пассажиров вышли из самолёта к ожидающему их автобусу, – сообщала газета. – Один за другим они вошли в зал Northwest Orient V.I.P. для беседы с агентами ФБР. Бизнесмен в костюме, лётчик в форме, женщина средних лет с рыжими волосами, двое мужчин в шляпах, подросток в лыжной куртке... Многие, как ни странно, улыбались – видимо, испытывая облегчение, что всё закончилось".
Они рассказали журналистам, что угонщик вёл себя расслабленно, был немного ссутуленным, ничего не говорил. На него не обращали внимания, поскольку только стюардесса и остальные члены экипажа знали, что самолёт захвачен.
Пассажиры осознали, что что-то не так, в последний момент. "Когда на борт принесли деньги и парашюты, мы поняли, что произошло нечто экстраординарное", – заявил Билл Макферсон, руководитель отдела недвижимости в Сиэтле. "Этот мужчина не сдвинулся с места, когда мы вышли из самолёта", — заявил, в свою очередь, пассажир Уильям Митчелл.
"Мы не понимали, что происходило, пока не вышли и не оказались на тёмной, холодной и мокрой взлётно-посадочной полосе, и они сказали нам отойти от самолёта", — отметил один из пассажиров. Когда они поспешили попасть в ожидающий их автобус, чтобы добраться до терминала, на борту самолёта всё ещё находился их багаж.
Купер, пилот и четыре члена экипажа остались в самолёте. "Наша стюардесса находится с этим человеком, – говорил по связи диспетчеру командир экипажа. – Надеюсь, бак полон. Мужчина стал ужасно нервным. Он хочет, чтобы стюардесса сидела сзади с ним во время взлёта".
Угонщик потребовал, чтобы полёт осуществлялся с выпущенными закрылками и на малой высоте (в районе 3000 м), также он приказал частично спустить задний трап. Пунктом назначения назвал Мехико, но ему сообщили, что оптимальный вариант при таком варианте полёта и расходования топлива – Рино.
Куперу передали деньги, лихорадочно собранные в банках Сиэтла, и парашюты, после чего самолёт дозаправили. В середине полёта угонщик потребовал, чтобы весь персонал перешёл в кабину пилотов. Купер говорил с экипажем по внутреннему телефону, затем неожиданно связь оборвалась. По всей видимости, он уже находился в хвостовой части, готовясь к прыжку. Когда самолёт приземлился в Рино через два часа после взлёта, Купера в салоне уже не было.
Считается, он выпрыгнул из авиалайнера на парашюте вместе с деньгами. Следователи не смогли точно определить, когда Купер совершил прыжок, вот почему было сложно определить место его приземления.
Представитель Boeing Co заявил Seattle Times, что ранее никто и никогда не прыгал с парашютом с данной модели боинга, хотя это вполне осуществимо.
Когда самолёт добирался до Рино, экипажу пришлось снижать скорость из-за разгерметизации салона, где температура упала ниже нуля. После приземления борт обыскали, испугавшись, что преступник мог оставить бомбу. В самолёте нашли ДНК Купера.
Арт Вайбом из Федерального авиационного управления в Окленде сообщил, что два реактивных самолёта ВВС и грузовой самолёт C-130 следовали за авиалайнером в Рино. Представитель Air Foirce заявил, что преследующие самолёты, возможно, не смогли увидеть, как угонщик выпрыгнул, потому что "было слишком низко и темно".
ФБР инициировало расследование, чтобы найти таинственного угонщика самолёта, и к 1976 году опросило более 800 подозреваемых. Однако прорыва всё не происходило, и в 2016 году ФБР объявило, что больше не будет плотно заниматься этим делом.
Однако отставной пилот, парашютист и ютубер Дэн Грайдер рассказал Cowboy State Daily, что нашёл парашют, на котором Ди Би Купер, предположительно, спрыгнул с самолёта в 1971 году.
И он принадлежал конкретному человеку.
Как под копирку
Всего через полгода после инцидента с рейсом 305 произошёл новый скандальный угон самолёта. 7 апреля 1972 года мужчина, назвавший себя Джеймс Джонсон, захватил пассажирский самолёт Boeing-727 авиакомпании United Airlines, который следовал по маршруту Ньюарк – Лос-Анджелес. На борту оказалось 85 человек и шесть членов экипажа. Захватчик был среднего возраста, в парике, солнцезащитных очках и с накладными усами.
Нападение произошло всего через несколько минут после взлёта. Схема преступления копировала предыдущую. Джозеф Залески, пассажир, сидевший через проход от угонщика, сказал New York Times в 1972 году: "Я видел, как он открыл сумку, вытащил ручную гранату и положил её в карман пальто. Моё сердце подпрыгнуло". Вскоре стюардесса, уведомлённая о ситуации, сообщила об этом капитану Джерри Хирну. Пилота, который был на борту в качестве пассажира, попросили незаметно обойти угонщика и оценить ситуацию. Однако, увидев его, Джонсон выхватил пистолет.
Стюардесса получила от преступника записку, в конверте лежали чека от гранаты и пуля. Хирн позже рассказал журналистам, что угонщик написал, будто у него есть "пластиковая взрывчатка, ручные гранаты и два пистолета". При этом члены экипажа видели только один пистолет. Также Хирн сообщил, что, по его мнению, угонщик отлично разбирался в самолётах, а также в прыжках с парашютом.
В записке было сказано, что захватчику нужны полмиллиона долларов и четыре парашюта. Авиалайнер приземлился в Сан-Франциско. На борту находился заключённый Уильям Когган, которого под конвоем направляли в Сан-Квентин. Он рассказывал, что преступник попросил именно его выйти из самолёта и забрать деньги с парашютами.
Как писала New York Times, затем самолёт взлетел с угонщиком и пятью членами экипажа на борту и пролетел над Невадой и Ютой, где преступник спрыгнул с парашютом в ночь.
"В парашют было вмонтировано радиосигнальное устройство. Поиски угонщика проводились в районе илистых отмелей, около аэропорта. Более 100 вооружённых винтовками офицеров местной полиции, шерифского управления округа Юта и дорожного патруля штата присоединились к агентам ФБР в поисках Джонсона — имени, которое угонщик использовал для покупки билета", – сообщала газета.
Полиция нашла преступника всего через два дня. Им оказался 29-летний Ричард Маккой, который зарабатывал 243 доллара в месяц, а ранее служил во Вьетнаме вертолётчиком, спецназовцем и экспертом по подрывному делу. Он входил в элитный отряд "зелёных беретов". Маккой ещё учился в Университете имени Бригама Янга, он был активистом церкви мормонов. Арестовали угонщика у него дома, в кирпичном бунгало в Прово (штат Юта).
Как написала New York Times, ФБР заявило, что на Маккоя их навёл патрульный шоссейной дороги Юты Роберт Ван Леперен. Он заявил что Маккой обсуждал с ним возможность захвата самолёта за 500 тысяч долларов. Кроме того, сотрудник придорожной закусочной вспомнил, что продал Маккою молочный коктейль поздно ночью вскоре после угона. Записка, переданная стюардессе, совпала с почерком подозреваемого. Уильям Когган опознал Маккоя при личном контакте.
По данным Cowboy State Daily, Маккой настаивал на своей невиновности, в то время как ФБР провело обыск в его доме без ордера, что, по мнению блогера Дэна Грайдера, помешало им юридически повесить угон Ди Би Купера на Маккоя, поскольку агенты боялись, что дело будет отклонено судом. Но это не помешало им судить армейца по делу об угоне в 1972 году.
Преступнику грозила смертная казнь, но в итоге ему дали 45 лет. Представитель ФБР заявил прессе: "Мы не работаем над теорией, что Ричард Маккой и Ди Би Купер — одно и то же лицо". Он добавил, что агентство не смогло найти никакой связи между ними. Считалось, что Маккой был лишь подражателем Купера.
Ричард Маккой отбывал срок в федеральной тюрьме в Льюисбурге (штат Пенсильвания).
Побег из тюрьмы и смерть
Как писала New York Times, четверо заключённых, включая бывшего учителя воскресной школы мормонов, угнавшего самолёт в 1972 году, захватили мусоровоз и сбежали из федеральной тюрьмы, пробив ворота. Недалеко от места заключения они бросили грузовик и захватили машину, в которой находились мужчина и две женщины – их оставили на обочине, после чего беглецы скрылись в горах Пенсильвании.
На поиски Маккоя и других преступников были брошены все силы полиции, их искали с вертолётов. Полицейские были уверены, что зэки скрывались в одном из охотничьих домов.
Маккой стал одним из самых разыскиваемых преступников в США. Через несколько месяцев ФБР выяснило, что он жил в Вирджинии-Бич. 9 ноября 1974 года агенты организовали облаву, в ходе которой произошла перестрелка. "Он открыл дверь ключом и увидел федералов. Ему сказали не двигаться. Он потянулся за пистолетом, успел выстрелить. Последовал ответный огонь", – вспоминал агент ФБР Джеральд Кокли.
Маккою был 31 год.
Блогер раскрыл дело?
В 1991 году вышла в свет книга "Ди Би Купер: настоящий Маккой". Её написали бывший агент ФБР Рассел Каламе и инспектор по УДО в отношении Маккоя Берни Роудс. Вдова "зелёного берета" Карен подала в суд, потребовав приостановить печать книги, поскольку в ней утверждалось, что она якобы была соучастницей обоих угонов. Женщина заявила, что в книге содержалась и другая клевета.
Издатель урегулировал судебный процесс с Карен, книгу изъяли из печати. Во время судебного разбирательства вдова призналась, что помогала мужу с угоном в Юте. При этом она заявила, что в детстве подверглась жестокому физическому и сексуальному насилию. Карен отрицала, что она или её муж принимали какое-либо участие в деле Ди Би Купера.
Долгое время федералы считали, что Маккой мог быть Купером, эта версия считалась приоритетной. Некоторые из них, будучи в отставке, настаивали на этом. Были и противники: мол, Ди Би Купер выглядел мужчиной средних лет, тогда как Маккой тогда был молодым.
Отставной пилот, парашютист и ютубер Дэн Грайдер, 20 лет лично расследовавший дело Купера, парировал так: возможно, Маккой тогда был загримирован. А кроме того, пассажиры угнанного самолёта увидели его спустя семь месяцев после ЧП, поэтому могли ошибаться. Также ходила версия, что парашютист погиб при прыжке. Однако в любом случае в 2016 году дело приостановили.
Грайдер рассказал Cowboy State Daily, что нашёл зацепку, по которой можно связать два угона самолёта с одним человеком. Он обнаружил модифицированную часть снаряжения (парашют и купол), которое Ричард Маккой якобы использовал в 1971 году, – до недавнего времени оно хранилось в тайнике покойной матери угонщика.
Куперу предоставили четыре парашюта. Одним из них был оливково-зелёный военный парашют NB-8 с отличительными модификациями, которые делали его столь же уникальным, сколь уникальна снежинка.
Грайдер также разбил алиби, которое было у Маккоя и его жены на момент угона 1971 года. На суде под присягой выступила невестка Маккоя (сестра его жены), которая заявила, что в выходные гостила у пары. Оба якобы находились в своей резиденции в Прово, штат Юта, 24 ноября 1971 года. Однако, когда Грайдер допросил её в 2021 году, Дениз изменила свою версию, сказав ему под запись, что пара на самом деле отсутствовала в те выходные примерно три-четыре дня. Дети Маккоя – сын Ричард (Рик) и дочь Шанте — подтвердили, что голос принадлежал их тёте.
Шанте рассказала Cowboy State Daily, что, хотя её мать никогда не говорила об угоне самолёта Ди Би Купером и не признавала свою причастность к этому, она рассказывала дочери, что они с Маккоем были в Лас-Вегасе в те выходные, когда угнали самолёт. Пара отправилась туда на отложенный медовый месяц, хотя оба не играли в азартные игры и у них не могло быть на эту поездку денег. Но Карен рассказала, что они якобы спали в машине, а не в отеле.
Грайдер считает, что Маккой и его жена поехали в Лас-Вегас, а затем – в Портленд, за несколько дней до угона, прежде чем вернуться в Лас-Вегас, чтобы отмыть те небольшие деньги, которые Маккой успел спрятать в пальто перед прыжком (то, что было в сумке, вероятно, потерялось). Затем пара вернулась домой в Юту.
Дети Маккоя согласны с Грайдером. Они считают, что их отцом был тот самый Ди Би Купер. Оба страдали из-за ошибок отца. Шанте помнит, как однажды пришла домой из школы в слезах после того, как одноклассники дразнили её за преступление Ричарда Маккоя. Она также испытывала чувство вины, потому что открыла дверь агентам ФБР, которые ворвались в дом, чтобы арестовать её отца.
В то же время Шанте сохранила и хорошие воспоминания об отце – особенно о героизме, который он проявил во Вьетнаме, куда пошёл добровольно. Он храбро воевал, летал в те районы, куда другие вертолётчики не решались отправляться. За свою службу Ричард Маккой был награждён армейской медалью "За заслуги" и крестом "За выдающиеся лётные заслуги", а также другими наградами. Однако вернувшись домой, он оказался во враждебной среде, поскольку к ветеранам войны относились настороженно, особенно в консервативной Юте. Кроме того, он мало зарабатывал, а надо было содержать жену и двух детей.
Шанте убеждена, что всё оружие, использованное при захвате самолёта в Юте, было ненастоящим.
Эту тайну долгое время хранили в семье и открыто не обсуждали, поскольку дети боялись очернить свою родную мать Карен. Однако после её смерти в 2020 году они нарушили молчание и согласились сотрудничать с Грайдером, который выходил на них время от времени.
Грайдер задокументировал своё расследование, выпустив у себя на YouTube-канале двухсерийный фильм "Вероятная причина". В нём он показал парашют, на котором Маккой якобы спрыгнул из самолёта. Экипировка хранилась в Северной Каролине в хозяйственной постройке, принадлежавшей семье Маккой.
Недавно Грайдер опубликовал новое видео "Д. Б. Купер: Обновление для ФБР" и объявил, что агенты связывались с ним и сыном Маккоя Риком, желая изучить парашют. В сентябре прошлого года состоялась их встреча с фэбээровцами. Они изъяли обвязку и сам парашют в качестве вещественных доказательств, а также бортовой журнал, в котором были схемы прыжков, – его обнаружила Шанте. В нём указано, что Маккой совершил девять тренировочных прыжков со своим инструктором по прыжкам Ларри Паттерсоном в месяцы, которые предшествовали обоим угонам.
Рик предоставил образец ДНК, и агенты ФБР сказали ему, что следующим шагом может стать эксгумация тела его отца, но пока официального запроса на эту процедуру не поступало. Однако в интервью Daily Mail Грайдер сделал сенсационное заявление – ДНК угонщика Купера и сына Маккоя Рика... частично совпали.
Пока в ФБР официально не подтвердили, что возобновили расследование. Но дети угонщика решительно настроены наконец поставить в этом деле точку.