13 октября, аккурат к юбилею, отреставрированный и покадрово восстановленный шедевр вновь выходит на большой экран в рамках проекта "Мосфильм. Золотая коллекция" в кино". Рассказываем, как фильм стал живой классикой и почему его стоит смотреть на большом экране.
История драматурга-фронтовика
В основу картины "Летят журавли" легла пьеса драматурга-фронтовика Виктора Розова "Вечно живые". Историю эту Розов написал ещё в 1943 году, находясь в отпуске по ранению, но из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату, опубликовать произведение стало возможно только в 1956 году. Моментально пьеса стало хитом, в том же году постановкой "Вечно живых" с Олегом Ефремовым и Светланой Мизери открылся новый театр "Современник", а режиссёр Михаил Калатозов попросил Виктора Розова написать сценарий для его картины с рабочим названием "За твою жизнь".
Героиня – падшая женщина
Главная героиня картины – Вероника (Татьяна Самойлова). Она очень любит Бориса (Алексей Баталов) и вот-вот должна выйти за него, но начинается война, Борис идёт добровольцем на фронт. Из-за бомбёжек героиня теряет родителей и дом и поселяется у семьи Бориса, где её домогается его двоюродный брат, давно влюблённый в Веронику. Марк добивается своего, и героиня в итоге выходит за него замуж, но постоянно страдает...
Никита Хрущёв после просмотра фильма "Летят журавли" высказался про главную героиню: "Шлюха она, вот и всё!" Такой образ советской женщины действительно был революционным для того времени. Любопытное и случайное совпадение, когда фильм попал в Канны, на французский язык его перевели как "Когда прилетают аисты"... А всё потому, что оригинальное название на местном сленге означает "проститутки воруют".
О войне без войны
Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. "Летят журавли" называли "фильмом о войне без войны" – здесь нет сражений, подвигов, а только лишь трагедия простых людей. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага. Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда. Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг – это сама война, которая передана в мельчайших деталях.
Новаторский киноязык
В фильме “Летят журавли” режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский открыли новый киноязык, помогающий передать чувства героев. Операторская работа Урусевского, который окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и смотрел на фильм глазами художника, во многом предопределила успех картины. Ради красивых кадров создатели часто шли на различные ухищрения и даже жертвы.
Чтобы снять стремительный пробег Бориса по лестнице, был создан макет трёхэтажного лестничного колодца. В пролёте поместили металлический столб с прикреплённой к нему операторской люлькой. Когда Алексей Баталов, исполнитель роли Бориса, бежал наверх, помощники поднимали люльку вместе с оператором. Чтобы снять проход солдат по болоту, Урусевский несколько часов лежал на железном листе с камерой в руках. А для создания кадров кружащихся берёз оператора катали на небольшой тележке вокруг деревьев.
Сергей Урусевский был одним из первых операторов, кто начал снимать не со штатива, а держа камеру в руках. К примеру, он дал камеру актрисе Татьяне Самойловой, чтобы снять, как она бежит по улице с мыслями о самоубийстве.
Никто не жалел себя
При работе над лентой никто не щадил себя. Татьяна Самойлова снималась, даже заболев туберкулёзом, однажды из-за этого она на площадке потеряла сознание. Алексей Баталов в одной из сцен борьбы упал на обрезанный куст и сильно поранил лицо.
Лелуш проложил дорогу в Канны
Как раз когда создавалась сцена пробега Бориса по лестнице, на съёмках присутствовал молодой оператор-документалист Клод Лелуш. Он был настолько потрясён увиденным, что по возвращении в Париж связался с директором Каннского кинофестиваля и рассказал, что в Советском Союзе снимают грандиозный фильм. На следующий год картину пригласили в конкурсную программу. После увиденного на съёмочной площадке Лелуш принял решение заняться художественным кино – через десять лет он снимет знаменитый фильм “Мужчина и женщина”, ставший лауреатом Каннского кинофестиваля и премии “Оскар”.
Собирали всей киностудией
В 1958 году фильм получил "Золотую пальмовую ветвь". На Каннском кинофестивале ленту представляли Татьяна Самойлова и оператор Сергей Урусевский. Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, считая его семью неблагонадёжной. Самойлову в Канны собирали всей киностудией – шифоновое платье дала Галина Волчек, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей.
Слёзы Пикассо
Фильм "Летят журавли" потряс зрителей на Каннском кинофестивале, на премьере никто не мог сдержать слёз. Причём картиной был потрясён не только Лелуш и зрители в Каннах, но даже и Пабло Пикассо. Для него на фестивале был устроен специальный показ фильма – рано утром, до начала основных сеансов. После просмотра великий художник сказал, что такого кино не видел сто лет, а актрисе Татьяне Самойловой пообещал мировую славу.
5 лет съёмок в Голливуде – такое предложение пришло Татьяне Самойловой после успеха в Каннах, но актриса про это даже не узнала. Ответ дали советские чиновники: "Не может поехать, занята на съёмках".
Фильм стал учебником для будущих мэтров
Благодаря картине "Летят журавли", где в центре повествования оказался не коллектив или социалистические достижения, а простой человек, с его мыслями, проблемами, переживаниями, стали возможны "Баллада о солдате" Григория Чухрая и "Иваново детство" Андрея Тарковского.
Фильм оказал невероятное влияние и на отечественных кинематографистов. Андрей Кончаловский говорил, что фильм потряс его накалом эмоций и открыл такие возможности музыки в кино, о которых до этого будущий режиссёр не подозревал. И именно после этого фильма, по словам Кончаловского, у него появилась вера в собственные силы и желание заниматься режиссурой. Сергей Соловьёв также рассказывал, что посмотрел “Летят журавли”, когда ему было 13 лет, и после просмотра он сразу понял, что ничем другим, кроме кино, он в своей жизни заниматься не будет. А оператор Павел Лебешев, впоследствии работавший с Никитой Михалковым, Георгием Данелией, Сергеем Соловьёвым, вспоминал, что плакал после этого фильма – ему казалось, что он никогда не будет так снимать.