Лётчик-космонавт Артемьев рассказал о страстном увлечении мотоциклами

В субботу столичные байкеры закроют мотосезон торжественным мотопробегом. Metro тоже решило отметить это событие: расспросило именитого байкера, лётчика-космонавта и депутата Мосгордумы Олега Артемьева, как он провёл лето.
Лётчик-космонавт Артемьев рассказал о страстном увлечении мотоциклами
Архив героя публикации
Олег Артемьев и его "железный конь"

Олег Германович, что больше всего запомнилось в уходящем мотосезоне?

– Дел было полно, многое отвлекало, но всё равно сезон я провёл ударно. У нас прошли целых два "МотоКосмоПробега" – в честь Дня защиты детей в мае и ко Дню государственного флага России – в августе. Получил массу хороших эмоций, приобрёл новых друзей среди байкеров, познакомился с сотрудниками правоохранительных органов – многие из них увлекаются мотоспортом. Среди врачей тоже много байкеров, например, в Кардиологическом центре имени Чазова. Очень интересно! Надеюсь, будем и дальше плодотворно сотрудничать.

Необычное сочетание: лётчик-космонавт и байкер. Вы один такой, наверное?

– Ничего подобного! Космонавтов-байкеров довольно много. Олег Новицкий, Максим Сураев, Николай Чуб, который сейчас на МКС, вернётся скоро, – супербайкер. У него несколько мотоциклов.

В вашей жизни что было первым – мотоциклы или космос?

– Меня дедушка увлёк байкерством. У него был трофейный тяжёлый мотоцикл BMW R 71 – с местом для пулемёта и даже задним ходом! На основе этой модели у нас потом стали делать М-72 и К-750. А у дяди был "Иж Планета"... Очень хотелось во всём этом разобраться!

В 70-е тема научно-технического творчества была очень популярна.

– Моя любовь к космосу, собственно, и началась с мототехники: надо двигатель перебрать, что-то подтянуть, покрасить... Это сейчас у молодёжи крутые байки – японские, немецкие, а мы всё делали сами. У нашего поколения сформировалась культура работы с техникой. Постепенно начинаешь интересоваться машинами побольше – и доходишь до космических ракет. (Смеётся.) Ведь в космосе нам много технических работ приходится выполнять самим – это проще, когда с детства привык держать в руке инструменты.

Что опаснее – внештатные ситуации в космосе или "покатушки" на мотоцикле?

– Конечно, байк опаснее. Современная ракетно-космическая техника очень надёжная: система спасения рассчитана практически на любую аварийную ситуацию. А на дороге безопасность в основном зависит от тебя и от других участников движения. Железное правило в байкерском деле – не лезть в кучу, держать дистанцию. А если оказался в гуще машин, сбрось скорость.

Помогает увлечение мотоспортом в работе, например, при выходе в открытый космос?

– На МКС, а особенно когда выходишь в открытый космос, необходимы дисциплина и самоконтроль, ведь приходится учитывать огромное множество факторов, от которых зависит твоя жизнь – тут всё как у байкеров.

На "космических" тренировках опыт мотоциклиста тоже не лишний?

– В поддержании физической формы, определённо, да – легче даются все испытания. Но, когда я начал заниматься космосом, сделал большой перерыв в мотоспорте: перед полётом надо беречься.

Жена за вас больше волнуется, когда вы на байке катаетесь или когда в космосе?

– Жена волнуется всегда – и то, и другое дело рисковое, поэтому в последнее время стараюсь больше времени отдавать семье.

Где больше всего вам нравится кататься в Москве?

– Люблю набережные по вечерам. Главное, ехать медленно, чтобы разглядеть красоту в деталях.

Досье

Олег Артемьев родился в Риге 28 декабря 1970 года. В 1998 году окончил МГТУ им. Баумана по специальности "Техника и физика низких температур". Всего у космонавта два высших образования и учёная степень кандидата экономических наук. В 2016 году, после своего первого полёта в космос, Олег Германович получил звание Героя Российской Федерации.

Олег Артемьев с участником мотоклуба "Опричники" на пробеге в День российского флага
Личный архив героя публикации
Олег Артемьев с участником мотоклуба "Опричники" на пробеге в День российского флага1/1