Почему Леонид Шварцман любил Танечку, животных и рисовать

Выставка, посвящённая папе мультяшных крокодила Гены и Чебурашки – режиссёру и мультипликатору Леониду Шварцману, открылась в "Зарядье"
Почему Леонид Шварцман любил Танечку, животных и рисовать
/ ПРЕДОСТАВЛЕНО ЯНОЙ ЛАРИОНОВОЙ
Одна из последних работ знаменитого мультипликатора

– Леонид Аронович всегда настаивал, что он реалист. А я смеялась так по-доброму и говорила: «Посмотри на свои работы, это реализм, да?», – с улыбкой вспоминает племянница мультипликатора Яна Ларионова. – Но это правда реализм. Ведь старуха Шапокляк, к примеру, – это собирательный образ матери его жены и старшей сестры жены, женщин дворянского происхождения с трудными характерами и судьбами.

Все вместе они жили под одной крышей – в угловом доме на Никитской улице. «Жили в коммуналке, как все москвичи: мама, тётя, моя сестра и я с Лёлей в проходной комнате. А всего человек двадцать пять», – описывала в книге «Классик по имени Лёля в стране Мультипликации» ту самую квартиру жена художника Татьяна Домбровская. По словам Яны Ларионовой, в квартире жили не только люди, но и самые настоящие крысы. Они-то и помогли дополнить образ старухи Шапокляк легендарной крыской Лариской.

Познакомиться будущим супругам помогла студия «Союзмультфильм», куда Татьяну устроили в 1943 году, всего в 18 лет. Спустя 5 лет, вернувшись из эвакуации под Челябинском и будучи студентом ВГИКа, на «Союзмультфильме» появился и Леонид Аронович.

«Я пришла на студию в сентябре и в первый день на светлой студийной лестнице встретила молодого человека – кудрявого, голубоглазого. Мы познакомились и с первого дня начали встречаться. А через 4 месяца – это много или мало? – пошли регистрироваться», – рассказывала Татьяна Владимировна.

Кукла крокодила Гены, представленная на выставке, – это копия настоящей игровой. Её Леонид Аронович попросил сделать для себя и хранил дома, на полке
/ АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
Кукла крокодила Гены, представленная на выставке, – это копия настоящей игровой. Её Леонид Аронович попросил сделать для себя и хранил дома, на полке

Так случилось, что детей у Леонида и Татьяны не было. Вся жизнь семьи проходила на «Союзмультфильме», где иногда художникам-постановщикам и режиссёрам приходилось даже ночевать. Но дома их всё же ждали.

– Когда я была маленькая, у них был кот Тишка. Он был моей нянькой, – улыбается Яна Ларионова. – К тому же они всегда подкармливали кошек во дворе и даже пытались отстоять, чтобы подвалы в дом не закрывали – кошки мёрзнут.

Своей любовью к животным Леонид Шварцман наполнил и свои мультфильмы – взять хотя бы Удава из мультика «38 попугаев», над эскизами для которого мультипликатор ходил размышлять в зоопарк. Или Чебурашку, крокодила Гену, котёнка по имени Гав...

Мультфильм по сюжету рассказа «Котёнок по имени Гав» так полюбился зрителям своими героями, что стал многосерийным
/ АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
Мультфильм по сюжету рассказа «Котёнок по имени Гав» так полюбился зрителям своими героями, что стал многосерийным

– У нас с Лёлей всегда была общая любовь к братьям нашим меньшим. У них было два пуделя – сначала Джолли, а затем Нелли абрикосового цвета, – говорит редактор «Союзмультфильма» Наталия Абрамова. – На студии не было человека, у которого не жили бы кошки, собаки, мышки или попугаи. Это были люди, которые любят всё живое.

И рисовать... Любовь к рисованию, как признавался сам художник в автобиографии, ему привил его первый преподаватель Валентин Волков в художественной студии ещё в Минске, откуда Леонид Аронович родом. И возможно, именно она и помогла художнику дожить до столь почтенного возраста – 101 года (Леонида Ароновича не стало 2 июля 2022 года).

В «Золотой антилопе» Шварцман пытался придать Радже и его окружению гротесковую внешность, а Мальчик и Антилопа были решены в стиле романтической сказки
/ АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
В «Золотой антилопе» Шварцман пытался придать Радже и его окружению гротесковую внешность, а Мальчик и Антилопа были решены в стиле романтической сказки
Создать Чебурашку было труднее всего. Образ Чебурашки рождался долго и далеко ушёл от литературного описания. Поначалу герой имел маленькие ножки и заячий хвостик. Но когда кукла попала в руки мультипликаторов, оказалось, что удобнее двигать Чебурашку без ножек, поэтому оставили только ступни. А затем отпал хвостик.
АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
В «Варежке» каждая собака была узнаваема. Все персонажи имели свои прототипы. К примеру, маму Леонид Аронович придумал, сделав шарж на коллегу-художницу, а собаку породы боксёр «списал» с режиссёра Романа Кочанова.
АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
Снежная королева – любимый персонаж. Создать такой запоминающийся образ художнику очень помогли голос Марии Бабановой и мультипликат (яркие и динамичные движения) Фёдора Хитрука. Художник гордился, что эту «холодную женщину» он придумал сам, а не списал с кого-то.
АЛЕКСАНДР КУРКОВСКИЙ
Создать Чебурашку было труднее всего. Образ Чебурашки рождался долго и далеко ушёл от литературного описания. Поначалу герой имел маленькие ножки и заячий хвостик. Но когда кукла попала в руки мультипликаторов, оказалось, что удобнее двигать Чебурашку без ножек, поэтому оставили только ступни. А затем отпал хвостик.1/3