– Леонид Аронович всегда настаивал, что он реалист. А я смеялась так по-доброму и говорила: «Посмотри на свои работы, это реализм, да?», – с улыбкой вспоминает племянница мультипликатора Яна Ларионова. – Но это правда реализм. Ведь старуха Шапокляк, к примеру, – это собирательный образ матери его жены и старшей сестры жены, женщин дворянского происхождения с трудными характерами и судьбами.
Все вместе они жили под одной крышей – в угловом доме на Никитской улице. «Жили в коммуналке, как все москвичи: мама, тётя, моя сестра и я с Лёлей в проходной комнате. А всего человек двадцать пять», – описывала в книге «Классик по имени Лёля в стране Мультипликации» ту самую квартиру жена художника Татьяна Домбровская. По словам Яны Ларионовой, в квартире жили не только люди, но и самые настоящие крысы. Они-то и помогли дополнить образ старухи Шапокляк легендарной крыской Лариской.
Познакомиться будущим супругам помогла студия «Союзмультфильм», куда Татьяну устроили в 1943 году, всего в 18 лет. Спустя 5 лет, вернувшись из эвакуации под Челябинском и будучи студентом ВГИКа, на «Союзмультфильме» появился и Леонид Аронович.
«Я пришла на студию в сентябре и в первый день на светлой студийной лестнице встретила молодого человека – кудрявого, голубоглазого. Мы познакомились и с первого дня начали встречаться. А через 4 месяца – это много или мало? – пошли регистрироваться», – рассказывала Татьяна Владимировна.
Так случилось, что детей у Леонида и Татьяны не было. Вся жизнь семьи проходила на «Союзмультфильме», где иногда художникам-постановщикам и режиссёрам приходилось даже ночевать. Но дома их всё же ждали.
– Когда я была маленькая, у них был кот Тишка. Он был моей нянькой, – улыбается Яна Ларионова. – К тому же они всегда подкармливали кошек во дворе и даже пытались отстоять, чтобы подвалы в дом не закрывали – кошки мёрзнут.
Своей любовью к животным Леонид Шварцман наполнил и свои мультфильмы – взять хотя бы Удава из мультика «38 попугаев», над эскизами для которого мультипликатор ходил размышлять в зоопарк. Или Чебурашку, крокодила Гену, котёнка по имени Гав...
– У нас с Лёлей всегда была общая любовь к братьям нашим меньшим. У них было два пуделя – сначала Джолли, а затем Нелли абрикосового цвета, – говорит редактор «Союзмультфильма» Наталия Абрамова. – На студии не было человека, у которого не жили бы кошки, собаки, мышки или попугаи. Это были люди, которые любят всё живое.
И рисовать... Любовь к рисованию, как признавался сам художник в автобиографии, ему привил его первый преподаватель Валентин Волков в художественной студии ещё в Минске, откуда Леонид Аронович родом. И возможно, именно она и помогла художнику дожить до столь почтенного возраста – 101 года (Леонида Ароновича не стало 2 июля 2022 года).