Сюжет
Режиссёр Юрий Грымов вместе со сценаристом Александром Шишовым талантливо собрали спектакль по роману "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" философа Дмитрия Мережковского. Для Грымова это вторая работа из трилогии "Антихрист и Христос". Первой был спектакль "Пётр I", а третьей будет "Иуда".
Грымов погружает зрителя в эстетику эпохи Возрождения и изучает личность великого Леонардо со всех сторон. Мастер делится таинствами творчества с учениками, раздумывает над "Тайной Вечеря", в мастерской пишет портрет Лизы Джоконды, теряя перед ней дар речи, и совершенно хладнокровно берёт деньги у герцога Моро, чтобы по его заказу изготовить бомбу....
Впечатления
Спектакль – масштабное философское путешествие о великом изобретателе и охватывает несколько десятилетий его жизни. Зритель встречается с Микеланджело, ярым соперником Леонардо, и Рафаэлем, восхищенным "Тайной вечерей" мастера. Сцены столь эмоционально насыщены, что держат всё время зрителя в напряжении.
Островком простоты и одновременно глубины выглядят русские иконописцы, приехавшие во Флоренцию по велению царя. Один молод и забавен, другой опытен и стар, третий – любитель напитков разных – боится всего нового-увиденного. Эти колоритные персонажи привнесли в постановку юмор.
Одна из ключевых сцен спектакля – разговор да Винчи с учеником Чезаре (интересная работа Александра Серикова), который горюет о гибели друга Зароастра, разбившегося при испытании крыльев. Сквозь боль и отчаяние Чезаре спрашивает: где грань между жизнью человека и достижениями науки, неужели жизнь – ничто и её можно жертвовать ради экспериментов туманного будущего? Ответ Леонардо страшен.
Фишка
Юрий Грымов создал спектакль длиною почти в два часа, который захватывает зрителя не только яркой игрой всей труппы театра, но и неожиданной сценографией: легендарные произведения Леонардо и Микеланджело появятся в спектакле самым неожиданным для зрителей образом и в местах, где их не ждут. На сцене почти нет декораций, за исключением деревянных макетов – изобретений Леонардо: камера обскура, макет крыльев, колесо мельницы.
Потрясающие костюмы Ирэны Белоусовой наполняют спектакль цветом. Свет следит за героями и передаёт палитру их переживаний. Современная музыка, к примеру Pink Floyd или Dead Can Dance, гармонично вписывается в эпоху XV века, при этом возвращает нас в настоящее, напоминая, что выбор между Христом и Антихристом каждый делает сам.
"Самое страшное млекопитающее – человек. Ни одно животное не хочет препарировать другое животное, а человек спокойно препарирует себе подобного. Не всегда ради благой цели. Вспомните концлагерь. Анатомический атлас сделал Леонардо, церковь разрешила ему первому препарировать умершего человека. Он очень осторожно распиливал череп и подробно описывал содержимое головы. Мы поднимает тему Антихриста и Христа, грань здесь очень тонкая. Мир сегодняшний сошёл с ума. Люди, и я вижу, что их много, перешли грань – на сторону Антихриста и забыли, что созданы по подобию Бога. Если человек переходит на сторону Антихриста, он осознаёт это и бежит обратно, а сейчас есть и те, кто там давно – и уже не замечают этого". Юрий Грымов, режиссёр
Подслушано
"Это глубокое произведение, в нём есть над чем задуматься".
"Игра актёров просто восторг! Особенно наши иконописцы! Характеры героев переданы потрясающе, а какая пластика!"
"Этот спектакль – настоящая магия. Представляешь, сколько нужно было всего изучить, чтобы поставить такое сложное произведение?"