В Музее AZ, буквы в названии которого расшифровываются как "Анатолий Зверев", решили открыть миру имя ленинградского художника Евгения Михнова-Войтенко. В процессе подготовки экспозиции вдруг выяснилось, что творчество и даже судьбы Зверева и Михнова можно зарифмовать.
– Мы не знаем, были ли знакомы Зверев и Михнов-Войтенко, – рассказывает генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева. – Но нам показалась довольно интересной идея этих художников объединить, и получилось, что они встретились у нас в музее.
Оба художника представляют два полюса советского художественного авангарда – московский и ленинградский, и в судьбах обоих есть много общего. Оба прожили почти одинаковое количество лет, 55 и 56, оба при жизни показали только единичные персональные выставки – Зверев одну, а Михнов-Войтенко две. Несмотря на то что у последнего одна выставка была в Москве, в столице его имя почти неизвестно даже искусствоведам. Так что организаторы выставки – Музей AZ и галерея pop/off/art – предвкушают большое событие для любителей и знатоков искусства.
– Отобранные для выставки вещи называются неприличным словом "шедевры", – уверенно говорит искусствовед и основатель галереи pop/off/art Сергей Попов. – Здесь есть работы по-настоящему прорывные для мирового искусства.
Например, серия "Тюбики" Михнова-Войтенко, названная по методу создания картин – художник выдавливал краску из тюбиков на холст. Самый большой из "тюбиков" приехал на выставку в Музей AZ из Русского музея: по белому полю разбросаны антропоморфные и графические формы, слова, числа и будто случайные штрихи, всматриваясь в которые ты вдруг погружаешься в лес бесконечных сюжетов, которые постоянно меняются, движутся и ускользают, как дорога за поворотом в неизвестное.
– Одна из задач выставки – показать, что художественные процессы, которые шли в андерграунде в советское время, были эквивалентны многим международным явлениям, а в каком-то смысле их и опережали, – рассказывает Сергей Попов. – "Тюбики" не зря сравнивают с живописью Кита Харинга, потому что для того, чтобы выйти к этим смешным фигуркам, нужно было проделать огромную работу – визуальную, информационную, аналитическую. Более того, работы Михнова-Войтенко можно сопоставить с процессами, которые шли в то время в лингвистике и кибернетике.
Действительно, Михнов-Войтенко рисовал со скоростью калькулятора: на выставке есть работы, которые он создавал за семь секунд. Но скорость не была его самоцелью, а всего лишь одной из форм творческого поиска. В обоих художниках интересно, как они блуждают между абстрактной и фигуративной живописью, и в этом смысле абстрактные работы Михнова-Войтенко способны поразить мастерством и разнообразием приёмов.
Оба художника ушли из жизни с разницей в два года во второй половине 1980-х, но на выставке показаны только работы 1950-х – начала 1960-х годов – периода, когда в их творчестве были найдены переклички. Дальше каждый из них отправился своей дорогой: Евгений Михнов-Войтенко продолжил работать с абстрактными формами, а Анатолий Зверев остался в фигуративной живописи – даже его экспрессионистские работы часто "перетекали" в любимый жанр портрета. Интересно, что при этом оба говорили, что они не абстракционисты. Так, Михнов называл свои работы "конкрециями", то есть событиями, которые происходят в текущий момент, а Зверев утверждал, что абстракция для него слишком сложна, а портрет проще и ближе.
Ещё при жизни Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко, в 1981 году, художник Михаил Кулаков написал статью, в которой назвал обоих "гениями". Авторы выставки дают нам свободу согласиться или оспорить этот высокий эпитет, рассматривая сведённые в одну карту линии жизни художников и двигаясь по залам галереи мимо очень разных, возможно, сложных, но неизменно радующих глаз работ. И это, пожалуй, главное, что объединяет двух мастеров, – радость, которую они доставляют человеческому глазу.