Из-за дисквалификации нашей легкоатлетической федерации (ВФЛА) иркутянин и сменил гражданство, однако вновь столкнулся с отстранением.
В преддверии своего 20-летия Матвей Волков дал большое интервью Metro, рассказав о хейте из-за перехода под флаг Белоруссии и заочном соперничестве с лучшим шестовиком мира Арманом Дюплантисом.
Наша беседа состоялась в одной из башен "Москва-Сити" после пресс-конференции, посвящённой 5-му Всероссийскому фестивалю прыжков с шестом. Он собрал в столице как звёздных спортсменов (включая Волкова), так и совсем юные таланты. А за несколько дней до этого здесь же, в Москве, Матвей принял участие в чемпионате России по лёгкой атлетике в помещении, одержав победу в общем зачёте.
Вы сделали всего три прыжка и выполнили олимпийский норматив – 5,82. Довольны собой?
– Ехал на этот турнир с травмой локтя. Но всё, что задумывал, сделал. Ставил задачу управиться за минимальное количество попыток. Прыгнул 5,60 и 5,82.
Вы как гражданин Белоруссии участвовали в российском чемпионате вне конкурса?
– Там было два отдельных протокола, так что статуса чемпиона России у меня нет. Но призовые, медаль – всё это есть.
Уровень турниров в двух странах сильно отличается?
– Конечно. В Белоруссии атлет берёт высоту 5 метров или даже 4,80 и занимает второе место. Победитель прыгает 5,20. Выходит, результаты ниже на полметра по сравнению с Россией. Конкуренция совсем другая.
Если не брать в расчёт травму, как оцениваете свою форму?
– Она пиковая. В такой форме я не был никогда в жизни! Но что будет завтра – узнаем завтра. В любом случае я привык бороться до конца.
Вернёмся в 2020 год, когда вы сменили спортивное гражданство. Дело было только в отстранении ВФЛА?
– Конечно, дисквалификация сыграла немалую роль. Но сошлось много и других факторов. Из-за пандемии нам в Иркутске полностью запретили тренироваться. К тому же Иркутск по своему расположению и климату не самое удобное место. Всё это привело родителей к мысли о переезде в Минск.
В прессе писали, что вы не хотели повторить участь своего отца, прыгуна с шестом Константина Волкова, который в 80-е конкурировал с Сергеем Бубкой, становился вице-чемпионом московской Олимпиады. Накануне Игр-84 в Лос-Анджелесе он был в потрясающей форме, но Советский Союз бойкотировал соревнования.
– Это абсолютная романтизация. Да, отец предложил такое решение, ведь мне было всего 16 лет. Но что касается этого сравнения... Кто-то всё надумал, высосал из пальца.
Наверняка после смены гражданства на тебя обрушился хейт со стороны россиян.
– Я услышал его только от классной руководительницы. А так все, наоборот, говорили: "ОК, хорошо, красавчик". Ребята из сборной – Саша Соловьёв, Миша Шмыков, Тимур Моргунов – тоже не отвернулись. Мы и сейчас в прекрасных, даже семейных отношениях. Когда они бывают в Минске, всегда заезжают в гости. Я в Москве заглядываю к ним. Между нами никаких напрягов.
А люди со стороны? Неужели в соцсетях не писали гадостей?
– Ну из тех, кто писал в "Инстаграме" (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской. – Прим. ред.), 95 процентов идиоты, которые сидят на фейковых аккаунтах, рассчитывая получить какую-то эмоцию. Негативные эмоции в данном случае не исключение. Писали с фейков, пишут и будут писать. Но ни разу не было, чтобы кто-то подошёл ко мне и сказал что-то плохое в глаза. Думаю, такого и не будет.
Коллеги из западных стран одобрили ваш переезд?
– Вы были бы рады, если бы к вам из Лондона приехал какой-нибудь корреспондент и это шумело бы на всю страну? Думаю, вам было бы безразлично. У вас своя жизнь, у него своя. Никакой реакции на Западе не было. Повторюсь, мой переезд абсолютно никак не влияет на отношения ни с нашими ребятами, ни с теми, кто с той стороны. Мы спортом занимаемся, а не политикой.
1 марта 2022 года World Athletics исключил россиян и белорусов из соревнований под своей эгидой. Тогда вы понимали, что это надолго?
– А какая реакция может быть на то, что мне где-то кто-то не даёт прыгать? Мне абсолютно всё равно. Приезжаю в Москву на фестиваль и чувствую себя гораздо лучше, чем на любом старте в Европе. Во-первых, здесь мои люди, которые говорят на моём языке и думают так же, как я. Во-вторых, здесь уровень соревнований не просто такой же – он выше. Поэтому не считаю нужным горевать из-за того, что тебя отстранили. В данном случае философия стоицизма идеально описывает моё положение: забей и делай свою работу.
До Олимпиады осталось 4,5 месяца. Если вас вдруг допускают до Игр, готовы вскочить на подножку парижского поезда?
– Конечно, готов! Я в хорошей "олимпийской" форме. Но её надо проявлять. У ребят из Европы целая серия стартов на помосте в зимнем сезоне. У нас – один. Сравнивать их и нас в этой ситуации – удел глупцов.
Армана Дюплантиса называют сильнейшим атлетом в истории прыжков с шестом, его рекорд – 6,23. Знаю, вы общаетесь со шведом в соцсетях. Что обсуждаете?
– Да просто интересуемся, как дела, как тренировки, на каком шесте прыгал. Поздравляем друг друга. Но очно-то я с ним до сих пор не знаком. Судьба как-то оттягивает момент встречи до лучших времён.
Он для вас ориентир?
– У каждого спортсмена есть мечта стать лучшим в мире. Иначе какой смысл посвящать этому жизнь? Сегодня Дюплантис – ориентир для всех. Он задаёт высоту. Поэтому туда, наверх, стремятся все. У Армана нет каких-то незаурядных данных. Он не суперсильный, не супербыстрый. Лично я вижу в нём просто воплощение дисциплины и трудолюбия. Вообще, смотреть на что-то в нашей среде как на невозможное и невообразимое – трусливо. Надо чётко понимать: они нисколько не сильнее, чем мы. Сейчас Саша Соловьёв прыгнул 5,77, я – 5,82. Если нас выпустить на серию больших стартов, ещё неизвестно, чего бы мы там устроили. Конечно, атлеты на Западе чувствуют себя намного вальяжнее, свободнее и могут говорить, что наши результаты – фиктивные. Но воспринимать их как какое-то божество непрофессионально.
Поделитесь планами на ближайшие месяцы.
– Чётких планов, разрядов, высотных регистров нет. Сколько будет, столько будет. Просто надо на каждом старте стараться показывать максимум.
Реально ли ради участия в Олимпиаде сменить гражданство ещё раз?
– В теории да. И нам уже предлагали это два года назад, не буду называть, кто. Но не в моих интересах так поступать. Это будет уже очень некрасивый, предательский шаг. Изначально у нас не было мыслей менять гражданство на европейское. Это не то место, где мы бы чувствовали себя комфортно. Нет таких мыслей и сейчас.
Как собираетесь отмечать 20-летие?
– Все мои вечеринки случаются после летнего сезона, когда я и другие парни из Москвы подтягиваются в Иркутск. Мы дружно едем на Байкал и там проводим досуг. А день рождения выпадает на весну. Сходим с ребятами в ресторан в Минске. Но такой атмосферы, чтобы прям "вау", не будет. Видать, уже перерос.
Матвей Волков
- Родился 13 марта 2004 года.
- Рекордсмен мира среди юниоров (в 2020 году прыгнул 5,45, превзойдя достижение Дюплантиса).
- Чемпион мира в возрастной категории "до 20 лет".
- Серебряный призёр чемпионата Европы в возрастной категории "до 20 лет".
- Обладатель рекорда мира в возрастной категории "до 18 лет" (5,60).
- Многократный чемпион Белоруссии.