Имя Евгения Халдея для фотолетописи Великой Отечественной войны – пожалуй, то же, что имя Георгия Жукова для фронта. Два его кадра разошлись миллионами копий и продолжают мелькать в массмедиа каждую военную годовщину: "Москвичи у репродуктора на улице 25 Октября слушают радиосообщение о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз" и "Знамя Победы над Рейхстагом".
Будучи военным фотокорреспондентом ТАСС, он отправился на фронт в первый же день войны и закончил её на Нюрнбергском процессе, где возглавил группу фотокорров, которую советские участники процесса прозвали "халдейником".
– Даже в военных снимках Халдея много оптимизма, хотя он потерял до войны мать, а затем отца и трёх сестёр, – рассказала Metro дочь фотографа, Анна Халдей.
Но главной темой сегодняшней выставки в Музее архитектуры "Выбор Евгения Халдея" стала не война. Сейчас здесь показывают 47 работ фотографа 1950–1980-х годов, переданных им Донецкому республиканскому краеведческому музею. Халдей был уроженцем Донецка и во время своих визитов на малую родину неоднократно дарил музею свои снимки. Всего в фондах музея сейчас хранится 247 его фотографий и негативов.
На выставке снимки Евгения Халдея из Донецкого республиканского краеведческого музея дополняют его фотографии конца 1950-х – начала 1960-х годов из собрания Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Архитектурная съёмка – совершенно особая и малоизвестная сторона творчества Халдея. Эти кадры показывают парадную застройку городов Донбасса и приморских курортных районов Советского Союза, олицетворяя послевоенное возрождение и ценность мирной жизни.
Кое-что из разрушенного в Донецке в годы Великой Отечественной войны удалось потом восстановить благодаря снимкам Халдея – например, гостиницу "Донбасс". 43 года назад он организовал в Донецке свою выставку "От Новороссийска до Берлина".
– Это был год 35-летия Победы в Великой Отечественной войне, и выставка имела бешеный успех – она была бесплатна, и на неё шли толпы иностранных студентов, которых тогда очень много училось в Донецке, – рассказывает Metro старший научный сотрудник Донецкого республиканского краеведческого музея Ирина Черепахина. – Мы всегда слушали его, открыв рот: Халдей рассказывал нам, как сделать на снимках завод "живым".
Индустриальные гиганты Донбасса на снимках Евгения Халдея действительно как живые: они гремят металлом, дышат паром и обжигают пламенем. Чёрно-белые кадры легендарного военного фотографа раскрывают особую архитектурную красоту промышленных пейзажей: геометрические формы цехов, головокружительную высоту заводских труб и идеальную симметрию воздухонагревателей доменных цехов. Производят большое впечатление и фотографии, на которых дончане, облепив терриконы, как пчёлы, смотрят футбол и мотопробег на стадионе "Шахтёр". География мест в подписях к фото знакома всем по современным военным сводкам: Жданов (сейчас Мариуполь), Славянск, Артёмовск, Макеевка, Енакиево, Горловка.
– Мне повезло знать Халдея, мы, молодые фотографы, называли его "дядя Женя": у него всегда были лишняя плёнка, батарейка, объектив – всё это он мог дать любому из нас, – рассказал Metro глава фотослужбы ТАСС Сергей Шахиджанян. – Он был очень благожелательным и точным: если что-то обещал, то всегда это делал. Эта точность отражалась в его подписях к фотографиям: они всегда были очень скрупулёзно подписаны.