Легендарный актёр и режиссёр Юрий Соломин всегда встречался со зрителями стоя

Ушёл из жизни народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Metro вспоминает последнюю встречу с прославленным артистом, которую он провёл во Всемирный день театра
Легендарный актёр и режиссёр Юрий Соломин всегда встречался со зрителями стоя
Малый театр
Юрий Соломин встретился со зрителями.

Встреча с Юрием Соломиным проходила в Особняке Носова – небольшом уютном старинном здании в стиле модерн у метро "Электрозаводская". Оно не вмещало всех, кто пришёл увидеть артиста: люди заполнили небольшой зал на первом этаже и деревянные лестницы, которые вели наверх. Артист пришёл в сопровождении своей дочери и актёров Малого театра. Увидев жадно устремившую на него глаза толпу, он скромно заметил, что не ожидал, что послушать его придёт так много людей.

Юрий Соломин – настоящая легенда отечественной сцены, один из тех актёров, имя и лицо которых знакомы всем. Он пришёл в Малый театр ещё студентом и преданно служил родным театральным подмосткам до конца своих дней. Художественным руководителем Малого театра он был на протяжении 30 лет. Именно поэтому на той, одной из своих последних публичных встреч со зрителем, он больше всего говорил именно о своём родном театре. 

На протяжении почти двух часов той встречи Юрий Соломин ни разу не присел на стул, хотя было заметно, что он ещё очень слаб после недавней болезни. Актёр привык встречать своего зрителя стоя и не изменил этой благородной привычке до конца своих дней. Metro вспоминает, о чём тогда рассказал великий артист.

Об актёрской профессии

Работа актёра непростая, потому что она требует разума – его, конечно, все профессии требуют, но в актёрской особая специфика. Много нужно подстраиваться под других людей, те же режиссёры – все с разными и сложными характерами. 

О легендах Малого театра

Я учился у великой русской трагической актрисы Веры Николаевны Пашенной. Она была очень красивая и добрая, всё время играла аристократок. Когда ей было уже за 80, она в первый раз сыграла в спектакле Островского “Пучина”, и мне посчастливилось с ней работать. Я играл её сына, а она – "ударенную" жизнью старушку. Спектакль снимали для телепросмотра в телестудии. К этому моменту я уже много снимался, и Вера Николаевна всё время мне шептала: "Скажи мне, куда нужно голову повернуть". Учила меня, чтобы я её учил, как надо работать в кино. 

Художественный руководитель легендарного Малого театра Юрий Соломин и сам уже легенда.
Малый театр
Художественный руководитель легендарного Малого театра Юрий Соломин и сам уже легенда.

Малый театр на войне

Во время Великой Отечественной войны Вера Пашенная возглавляла группы артистов, которые уезжали на фронт. И первыми артистами, которые туда отправились, были актёры Малого театра: Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Николай Анненков, Игорь Ильинский. 

На войне был случай: бригада Малого театра отыграла спектакль в воинской части, стоит кланяется под аплодисменты. Вдруг в зал заходит какой-то паренёк, лётчик. Вера Николаевна спрашивает: "А почему он не смотрел спектакль?" Ей отвечают: извините, он очень хотел прийти, но был на задании, атаковал вражеские части и опоздал. Тогда Вера Николаевна собрала труппу и спектакль сыграли ещё раз – для одного этого солдата.

Малый театр в годы войны.
Малый театр
Малый театр в годы войны.

"Дерсу Узала"

Когда мы закончили сниматься в "Пучине", меня утвердили в картину Акиры Куросавы "Дерсу Узала". Куросава был известен во всём мире, получил "Оскар" и не знал русских артистов. "Мосфильм" предоставил ему на роль Владимира Арсеньева шесть популярных русских актёров, одним из которых был я. Куросава сказал: “Я верю, что все шестеро актёров хорошие. Покажите мне их лучшие работы”. Помню, лежу в больнице после операции, и вдруг мне звонит второй режиссёр Куросавы (он был русский). И говорит, что когда Куросаве показали две серии “Адъютанта его превосходительства”, он сказал: “Покажите мне остальные”. Так Куросава утвердил меня на эту роль. 

Гораздо дольше искали артиста на роль Дерсу Узала. Пробы проходили так: меня одевали в костюм Арсеньева и с каждым кандидатом, тоже одетым в костюм Дерсу Узала, мы сидели в скверике "Мосфильма" и беседовали. Я просто разговаривал с ними о том о сём, а режиссёр смотрел. И вот, наконец, приехал из Тувы Максим Мунзук, который работал в местном театре. Помню, мы очень хохотали даже при первом его появлении: он как-то очень смешно сказал, просунув голову в дверь: “Здравствуйте, я Мунзук”. Потом мы были большими друзьями. 

Максим Мунзук и Юрий Соломин в фильме "Дерсу Узала"
Киноконцерн "Мосфильм"
Максим Мунзук и Юрий Соломин в фильме "Дерсу Узала"

О Миклухо-Маклае

"Берег его жизни" – фильм о Миклухо-Маклае, великом русском путешественнике и исследователе. Когда я прочитал его книги, то заболел этим человеком. Я написал сценарий, хотя сам никогда ничего не писал, никогда пятёрок за сочинения у меня не было. И я же был режиссёром. Я ходил по всем кабинетам и просил, чтобы мне дали снять этот фильм. Когда я утвердил почти всех артистов, единственный, кого не нашли, был Миклухо-Маклай. И поскольку времени уже не было, нужно было начинать снимать, Миклухо-Маклаем назначили меня. Этот фильм стал моим самым любимым. Потом я даже побывал в Австралии в том поселении, где жил Миклухо-Маклай, познакомился с его правнуком. 

Юрий Соломин рассказывает о своих актёрских работах.
Малый театр
Юрий Соломин рассказывает о своих актёрских работах.

Малый театр снова на войне

“ТАСС уполномочен заявить” – этот фильм сейчас нужен. Те события, которые разворачиваются сегодня, меня очень беспокоят. Я много снимался на Украине, знаю народ, и мне жалко беззащитных людей, которых там сейчас бросают на войну. Когда освободили Луганск, Малый театр сразу туда поехал с двумя спектаклями Островского. Один артист в труппе сказал, что не хочет ехать. “Как хочешь, мы введём нового исполнителя", – сказал я ему. Он подумал и поехал, и я этому рад. Сейчас готовится новая бригада наших артистов с выступлениями на освобождённых территориях.