Ещё будучи студентом, молодой Ландау придумал для себя правило: настоящий учёный не должен курить, пить и жениться. Но судьба распорядилась иначе – он познакомился и с первого взгляда влюбился в харьковчанку Конкордию (Кору) Дробанцеву. Первое время они жили раздельно, позже – в гражданском браке, но перед рождением сына пара зарегистрировала официальный брак.
Гениальный физик под особым углом смотрел и на науку, и на семейные ценности. Дау (так его называли друзья. – Прим. ред.) планировал жить в свободном браке, своей, отдельной личной жизнью. Перед свадьбой он взял с невесты обещание не ревновать и не мешать ему встречаться с другими женщинами, но и ей он не запрещал заводить отношения с другими мужчинами. Между будущими супругами даже был заключён своеобразный брачный контракт – "пакт о ненападении супружеской жизни", который подразумевал свободные отношения и не запрещал интриги на стороне.
Как следует из воспоминаний Коры, опубликованных в её книге "Академик Ландау. Как мы жили", такие отношения с любимым человеком давались ей с трудом. Доходило до того, что перед встречей с очередной женщиной Дау просил её положить в шкаф чистое бельё и уйти погулять. Но однажды она не сдержалась и спряталась в шкафу. Но её целью были отнюдь не непристойные желания – безумно любящая мужа Кора просто хотела понять, говорит ли её Дау этим женщинам те же слова, что и ей. Оказалось, что в этом плане "всё было нормально" – муж вообще больше помалкивал. Она вышла из шкафа и в слезах ушла гулять на улицу. Когда она вернулась домой, Ландау потребовал извинений: "Человек, совершивший бестактность, должен просить прощения". Коре стало стыдно, она разрыдалась и пообещала, что больше никогда не будет вмешиваться в его интимные дела. Более того, она прямо сообщила, что "впредь будет оставлять ужин на двоих и уходить".
Как пишет Кора в своих воспоминаниях, она даже сама пыталась завести интрижку на стороне, но не смогла.
Брак Дау и Коры продлился более 30 лет. Счастлива ли была женщина? На этот вопрос она ответила в своей книге: "Я до сих пор ненавижу эту Луну, эти звёзды за то, что они видели мой многолетний позор".
– Свободные отношения могут быть только в случае, если подобное желание есть у обоих участников, – комментирует секс-терапевт Елизавета Кузнецова. – Если супруга Ландау говорила о том, что её эта ситуация не устраивала и она с ней соглашалась только потому, что она его очень любит, то вряд ли он всё делал правильно. Ему изначально стоило бы найти женщину, которая с таким же удовольствием разделяла его спорные принципы. Ведь хороший брак определяется не его продолжительностью, а тем, насколько оба партнёра чувствуют себя в нём счастливыми.
Только факты Лев Ландау присваивал девушкам разряды: привлекательных особ он делил на красивых, хорошеньких и интересных. Остальных причислял к классам "выговор родителям" и "за повторение – расстрел". Лев Давидович вывел универсальную формулу счастья, включавшую три главные переменные – работу, любовь и общение. Академик штрафовал свою жену за ревность. Деньги он вычитал из тех 60 процентов заработка, которые отдавал Коре на жизнь. "Брак – это кооператив, ничего общего не имеющий с любовью. Главное, что должен сделать человек в своей жизни, – это быть счастливым. Поэтому гуляйте, любите и радуйтесь каждому дню! Жениться при этом можно, но помните, что супруги – это абсолютно свободные люди!" – по такому принципу жил Ландау.
Читайте также: