К 95-летию со дня рождения Николая Силиса его внучка Екатерина и друзья собрали в просторном выставочном пространстве скульптуры и редкие графические работы – зарисовки, которые мастер делал, прежде чем начать ваять свои произведения.
Удивительно пластичные формы не сразу были поняты в СССР: Силис словно опередил время на несколько десятков лет. Его первая работа "Три грации" не нашла отклика даже у друзей, Вадима Сидура и Владимира Лемпорта – скульпторов, с которыми Силис познакомился ещё в Строгановском училище. В 1960-х друзья объединились в группу ЛеСС (Лемпорт – Сидур – Силис) и стали работать вместе.
Моложе своих друзей, Силис был весёлым и жизнерадостным, приветствовал лёгкий взгляд на жизнь. Постепенно он стал уходить от соцреализма, говорил, что скульптура должна быть условной. Так стали рождаться изумительно тонкие, пластичные женские образы, красной нитью проходящие через всё его творчество.
– У Коли было необыкновенное отношение к слову, к форме, – рассказывает Виктор Усков, фотограф и близкий друг Силиса. – Все, кто в мастерскую приходил, не могли удержаться и проводили рукой по его скульптурам, как мужчина гладит женщину.
Женские фигуры Силиса одновременно и земные, и потусторонние создания. Условные овалы лиц, вытянутые шеи, хрупкие руки. Сили словно подчёркивает тайну, имеющуюся в каждой женской душе, изначальную её природную грацию и хрупкость.
– Он был рыцарем от начала и до конца. Рыцарем-художником. Обожал жену, дочь и внучку, понимал, что его окружают прекрасные женщины, – рассказывает Андрей Мизин, муж Екатерины Силис. – Он относился к женщинам как идеалу мироздания, также их и ваял. И старался в каждом человеке находить божественную искру, поэтому ему было интересно со всеми: и с жителями деревни, где он провёл юность, и с известными деятелями искусства, которые часто собирались в мастерской.
Силис никогда не дрался, несмотря на свой внушительный рост, и никогда не стрелял. К этому испытывал неприязнь.
– Даже когда нужно было снять сцену драки в фильме "Улица Ньютона, дом 1", где он играл, Коля отказался, – вспоминает Виктор Усков. – Ролан Быков, его коллега, не настаивал, и сцену сняли лишь мимикой на лице. Это рыцарское отношение к жизни, и, видимо, поэтому он в 70-е годы пришёл к одному из ключевых образов в своем творчестве – Дон Кихоту.
В 1976 году Силис создал Дон Кихота в гипсе, а позднее повторил в бронзе. Печальный рыцарь из Ламанчи предстаёт неисправимым романтиком с цветком в руке. На выставке он в отдельном зале. Величественный и одновременно хрупкий. Под грубыми металлическими латами скрывается горячее сердце. Даже через мужского героя Силис передаёт восхищение перед женщиной.
– Дон Кихот в его мастерской – это центр всего, – рассказывает Юрий Норштейн, мультипликатор и близкий друг скульптора. – А мастерская – это отдельное художественное произведение. Там деревянные полы, стен не видно, потому что они заставлены скульптурами. Коля собирал нас за большим столом, где мы закусывали и вели разговоры об искусстве. А где, кстати, сейчас этот стол? – спросил Юрий Борисович. И кто-то выкрикнул: "Стола уже нет!" – "Нет?! Как жаль... "
Екатерина Силис тоже скульптор, но также ей дарован красивый голос, на открытии выставки она спела со своим звукорежиссёром песню на французском "Зачем ты ушёл". Я подошла к ней спросить про дедушку. "А знаете, Маша, поехали к нам в мастерскую, там всё и расскажем!". Я села в машину с друзьями Кати и через какие-то 15 минут уже стояла у входа в сокровищницу. Действительно, Юрий Норштейн был прав – стен не видно: здесь и портреты Лемпорта, и несколько работ Сидура, и скульптуры в бронзе и дереве, керамика и мозаика Николая Силиса. И величественный рыцарь Дон Кихот.
Странное ощущение – когда ты приходишь в гости к человеку, которого уже нет, и ты совсем его не знала, но чувствуешь, что тебе он рад! Гости сидели за несколькими столами. Я оказалась в прекрасной компании: Виктор Усков, итальянские друзья Кати, Андрей Мизин и Валентин Рябов, галерист и куратор выставки, с супругой. Напротив полка с керамическими работами дочери Николая Силиса, Татьяны, которая рано умерла.
– Не получалось у Коли находить язык с официальными структурами, потому что всегда он был очень свободным, – рассказал Валентин Рябов. – Одно время приходил к нему Церетели, хотел, чтобы Коля со своими идеями реализовывал его проекты, обещал социальные блага. Но Коля отказался и делал то, что хотел, до последнего дня.
Неожиданно вскочил Андрей Мизин и ахнул: "Друзья, а ведь мы сидим за тем самым столом, который Николай Андреевич сам сделал. Юрий Борисович, стол здесь!"
Выставка продлится до 11 августа 2023 года по адресу: Автозаводская улица, 16, 3-й этаж. Пройти на выставку можно по предварительной договорённости по телефону: +7(495)795-67-72.