Молодая художница из Екатеринбурга Лиза Нестерова, которая работает под псевдонимом "Собачья Картоха", приехала на неделю в Москву специально, чтобы создать мурал-триптих "Абстракция" на "Хлебозаводе". В нём зашифрованы жизненные истории простых рабочих, написанные комичным лёгким художественным языком.
Три стены, на которых появились муралы, находятся в нишах 16-го строения по Новодмитровской улице, рядом с метро "Дмитровская". Создать мурал Лизу пригласил "Хлебозавод", на всю работу у неё была неделя. Днём она делала свет, ночью создавала контур. Спала в сутки по 4–5 часов.
Для художницы это первая граффити-работа в Москве. В Екатеринбурге в её муралах стены Музея андеграунда.
– "Абстракция" хранит в себе четыре сезона, четыре пути жизни: зона лета и отдыха, зона вдохновения и "витания" в облаках, зона бешеного ритма жизни и движения и зона сна. В каждой зоне разные персонажи. А всё вместе – это наша жизнь, – рассказывает Metro Лиза. – Я очень ценю труд простых людей: сотрудников общепита, курьеров, сантехников, сельскохозяйственных работников, потому что они делают нашу страну функциональной и развитой, но их труд мало кто замечает, а он – самый важный. Моя работа о них и их историях, которые они переживают во всех сезонах своей жизни.
Лиза – сказочница, и у неё свой оригинальный художественный почерк. В работах она создаёт свою арт-вселенную, заселив её трогательными и смешными человечками, улыбающимися мохнатыми псами, обезьянами и другими необычными персонажами флоры и фауны. На московском мурале живут персонажи, прототипы которых художница встречала в жизни. Например, женщина с собакой – это соседка Лизы, у которой дома четыре собаки, и она помогает тем, кому нужно отдать своего питомца на передержку.
– Очень милосердная женщина, – говорит Лиза. – А ещё там есть человек в телефоне. Это мой знакомый Саша. Он эсэмэмщик и вся его жизнь в телефоне проходит. Вот он идёт и ничего вокруг не видит, этот парень в жёлтой рубашке в красную клетку, а вокруг происходит энергия. А рядом – девушка-львица, в ней зашифрована история моей бабушки. В 90-е годы во время страшного голода она ходила в лес и собирала ягоды и грибы. Это история о том, как люди находят способы приспособления к жизни в разные времена.
Лиза рассказывает, что простые рабочие привлекали её своей простотой и искренностью. Сама она много проработала в общепите.
– Я всё это пережила на своём опыте и понимаю, насколько людям важно видеть себя в крупных работах. Ведь этой части жизни уделяют слишком мало внимания, – делится художница. – Ещё я работала на сельскохозяйственных предприятиях раньше, занималась селекцией картофеля в Белореченске, получила специальность овощевода в Уральском государственном аграрном университете. И во время работы на полях, тяжёлой, по 10–12 часов в сутки, чтобы расслабиться, стала делать зарисовки. Мне хотелось передать впечатления и чувства, которые я ощущала в одиночестве тогда. Так родилась “Собачья Картоха”.
Лиза стала искать очарование в комичном – забавно рисовать непринуждённых лёгких персонажей.
– Поскольку я – человек немного тревожный, хотелось освободиться от лишних мыслей, себя успокоить, и через рисунки это удавалось сделать. Мне одновременно хотелось работать быстрее и проще, а рисунки приобретали замысловатость, – рассказывает Лиза.
Муралы Лизы Нестеровой – про лёгкость и отношения без перфекционизма, без усложнения.
– У меня есть любимый персонаж, который кочует из одной работы в другую, – делится художница. – Это мужчина, который сидит на пляже с газировкой в руках, так он кайфует, потому что в другом режиме жизни он – работяга. Считаю, что в жизни нужно постоянно быть в движении и относиться к ней с юмором, легко, потому что, когда останавливаешься, жизнь тебя отвергает.