В Музее кино открылась выставка "На пыльных тропинках далёких планет...", посвящённая жанру научной фантастики в кино. Среди представленных экспонатов – фотографии со съёмок "Соляриса" Андрея Тарковского из фототеки Музея кино, связанные с так называемой зеркальной комнатой. Этот эпизод, не вошедший в окончательный монтаж картины, дал повод для многочисленных легенд.
– В истории кино этот вырезанный из "Соляриса" эпизод остался под названием "Зеркальная комната", – рассказывает Metro киновед, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Дарья Борисова. – Это случай, который доказывает: история кино, в отличие от "большой" истории, знает "сослагательное наклонение". Когда сохранены невошедшие в фильм фрагменты, можно представить себе "альтернативный" образ картины. Конечно, для специалистов и киноманов это важно.
Эпизод с зеркальной комнатой самим Тарковским обозначен в сценарии как "бред Криса". Как помнят все, кто смотрел картину, по сюжету герой Донатаса Баниониса Крис Кельвин прилетает на станцию Солярис и начинает испытывать влияние океана одноимённой планеты: он встречается с призраками из своего прошлого и разговаривает с ними как со своей совестью. Эпизод в зеркальной комнате воссоздаёт его болезнь и бред.
Для этой сцены была построена очень сложная декорация – полностью выложенная зеркалами комната. Идея, по свидетельству киноведа и автора монтажной записи рабочего варианта "Соляриса" Дмитрия Салынского, принадлежит оператору картины Вадиму Юсову, который предложил Тарковскому заменить зеркалами условное белое бесконечное пространство, которое было в сценарии.
– Это был очень непростой объект – зеркальная комната, серьёзный вызов для оператора и мастеров света, – поясняет Metro Дарья Борисова. – Ведь там всё во всём отражается, и нужно придумать, как оператору и его помощникам не мелькать в зеркалах при съёмке. Для оператора Вадима Юсова это была очень интересная, амбициозная, но и архитрудная задача. Он ведь понимал, какой эффектной в визуальном плане эта сцена могла быть на экране.
Однако при монтаже Андрей Тарковский принял решение этот эпизод вырезать, хотя его отговаривала вся съёмочная группа и все зрители чернового материала, которые сходились на том, что эпизод получился очень красивым и впечатляющим. Киновед Ольга Суркова, которая долгие годы дружила с режиссёром, писала в своей книге "С Тарковским и о Тарковском", что сцена в зеркальной комнате была "одной из наиболее удачных, эмоционально убедительных. Мучительный бред, лихорадка физически ощутимы благодаря множественному отражению зеркал друг в друге".
– Вырезать сцену – это было решение Тарковского, и его тогда никто из его соратников не разделял, – рассказывает Борисова. – Доподлинно мы не знаем, почему он так поступил. Опять же его коллеги и близкие вспоминают, что ему не нравилась очевидная "красивость" этой сцены. Он не любил пустых эффектов и красивость ради красивости. Вероятно, поэтому и принял такое решение. Он был человек упрямый, следовал только своему внутреннему камертону.
При переработке рабочей версии фильма в прокатную Тарковский сократил её на 563 метра плёнки (18,8 минуты просмотра). Сам режиссёр был очень доволен редактурой и записал в дневнике: "Свой "Солярис" я сделал. Он гармоничнее, стройнее "Рублёва".
Вопрос о том, как Вадиму Юсову удалось при съёмке этой впоследствии удалённой сцены соблюсти главное операторское правило "хороший оператор нигде не отражается", остаётся открытым.
– Я не знаю, как технически он реализовал эту задачу, – рассказывает Дарья Борисова. – Могу предположить, что какие-то части зеркальной стены убирались, чтобы оператор не отражался в них. Наверняка снимали и сверху, ведь комната была декорацией без потолка. В общем, это был вполне цирковой трюк... Члены съёмочной группы вспоминают, что сцена снималась долго, работа была очень кропотливой. Тем печальнее, что она пошла в корзину.
Трудно представить, каким ударом это решение стало для Вадима Юсова, который выстроил идеальную схему съёмки зеркальных отражений, снял сюрреалистически прекрасную сцену – и узнал, что зритель никогда этого не увидит.
– Параллельно с работой над "Солярисом" зрел фильм "Зеркало" – следующая работа Тарковского, – рассказывает Дарья Борисова. – Получается, тему зеркала он приберёг на недалёкое будущее...