Кто такие неандертальцы: каждый второй был людоедом, в каждом из нас есть его доля

Российские палеогенетики впервые прочитали геном неандертальца – маленькой девочки. Антрополог Станислав Дробышевский ответил на главные вопросы о неандертальцах
IR Stone/Shutterstock
Мужчина-неандерталец, воссозданный образ учёных. Кукла выставлена в Лондонском музее.

Учёные из России отсеквенировали древнюю ДНК из молочного зуба, найденного в Мезмайской пещере. Этот резец принадлежал девочке 5–6 лет, которая жила почти 100 000 лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Многие слышали о неандертальцах, но знают о них мало. Примерно 650 тысяч лет назад человеческий род раскололся. Одни остались в Африке и анатомически стали современными людьми, Homo sapiens. Другая же группа ушла по суше в Азию и Европу, так появились Homo neanderthalensis. Но однажды в Африке стало тесно, и тогда часть Homo sapiens также отправилась в Европу. Это были кроманьонцы.

Так 45 000 лет назад состоялось воссоединение, которое привело к печальным последствиям для неандертальцев, живших в западной части континента, – они исчезли, хотя по уровню развития были не хуже пришельцев.

Антрополог Станислав Дробышевский в виде монолога рассказал Metro, почему это произошло и какой прорыв был бы совершён, если бы генетики восстановили неандертальца при помощи науки.

Рисунок "Неандертальцы в пещере".
Yulia Serova/Shutterstock
Рисунок "Неандертальцы в пещере".

Бойни не было

– Никем не доказано, что кроманьонцы объявили неандертальцам войну и уничтожили их кровавым способом, – говорит Metro Дробышевский. – Хотя иногда они наверняка и били друг друга копьями. Но неандертальцы и до появления сапиенсов сами себя убивали в смертельных стычках.

Кроманьонцы и неандертальцы не испытывали ненависти друг к другу, нет ни одного достоверного свидетельства этого. Может быть, они и кололи друг друга, но не с большим энтузиазмом, чем себе подобных. Во всяком случае, учёные не находили скелетов с дырками, разбитые стоянки.

Просто по факту сапиенсов было намного больше – они кучами лезли в Европу из Африки, поэтому неандертальцы быстро закончились. Их всего-то на момент переселения сапиенсов было то ли 10 000, то ли 40 000.

Почему не выжили

Любопытный факт: неандертальцы остались в нас физически, примерно 2–2,5%. Сапиенсы их просто поглотили.

С одной стороны, был непрерывный приток сапиенсов, а с другой – ничего подобного, поскольку неандертальцы сидели на краю ледниковой Европы. За 5000 лет они буквально растворились в кроманьонцах, безо всякой резни.

Вот понятный пример – малочисленный народ севера ороки. Их никто не уничтожает, с ними никто никогда не воевал, но их всё равно становится всё меньше и меньше. Так куда они исчезают?

Всё просто – заключают браки с соседями. При этом соседей полно, а их самих, допустим, всего 200. Ну и посчитайте, через сколько поколений они исчезнут.

Неандертальцы и есть малочисленные народы севера, только эпохи среднего палеолита. Кроманьонцы – тропические многочисленные, неандертальцы – северные малочисленные.

Неандертальцы ещё и друг друга выкашивали, у них каждый второй был людоедом. И вообще, жизнь была непростой, они обитали в суровых климатических условиях. Всё сложилось в итоге не в их пользу.

Изображение неандертальца.
Procy/Shutterstock
Изображение неандертальца.

Пытались ли мигрировать

Вообще-то, неандертальцы вытеснили сапиенсов на восток, частично победили их. Но опять-таки – их было слишком мало. Какими бы крутыми они ни казались, им не хватало численности.

Африка большая и плодородная, Европа – маленькая и бедная ресурсами. Поэтому из Африки шли толпы, которые просто поглотили малочисленных неандертальцев.

Чем отличались

У неандертальцев было два отличительных физических признака – расширенность и массивность. Широкие голова, лицо, плечи, грудная клетка, таз, суставные части костей. У них были массивные, толстые кости, с выраженным рельефом. А-ля гномы, то есть не очень высокие – их рост составлял где-то 160 сантиметров.

Кроманьонцы же были тощими, длинными, с вытянутыми руками и ногами и укороченным туловищем, у них были узкие плечи, таз. Так что контраст был основательный.

Если переходить на современные сравнения, то они отличались друг от друга примерно как эскимосы отличаются от масаи.

Интеллект

Люди впервые перебрались в Европу сотни тысяч лет назад. Это были предки неандертальцев, они очень долго там жили, в суровых условиях, в ледниках. А сапиенсы пришли в Европу всего 45–50 тысяч лет назад. Поэтому кто круче, ещё большой вопрос.

Есть предположение, что сапиенсы вообще закрепились в Европе за счёт опыта неандертальцев. Всегда же полезно что-то перенять у аборигенов. Если неандертальцы так долго сидели в Европе, значит, оказались хорошо к этому приспособлены.

Кстати, сапиенсы до сих пор не приспособились к Европе. Если бы мы адаптировались к европейскому климату, то ходили бы без одежды и ели всё подряд. У нас же есть проблемы с ультрафиолетом, многие болеют рахитом и т.д. Да, у неандертальцев тогда тоже было немало проблем, но они ко всему приспособились.

И всё же по интеллекту сапиенсы превосходили неандертальцев – были более мобильны по мышлению, более склонны к общению, обмену опытом, развитию навыков и способностей. А неандертальцы были больше бирюками-домоседами, которым не хотелось ничего перенимать для развития. И эта стратегия работала, пока не появились конкуренты – кроманьонцы.

Но вот любопытный факт. У неандертальцев были большие мозги, весом в 1,5 кило (для сравнения: мозг человека сейчас весит 1360 г). У кроманьонцев же тогда мозг весил 1100 г.

Быт

Это была культура среднего палеолита. Неандертальцы использовали скреблы, остроконечники, у них были даже составные орудия (это когда на палку прикрепляется смолой или привязывается верёвкой наконечник).

Неандертальцы также делали украшения, совершали обряды погребения, правда, очень простенькие. На их палках иногда можно найти даже охру, но что-то красивое они не рисовали, были просто царапульки на костях, какие-то параллельные насечки. Они явно это делали для души, но получалось туповато.

В общем, у них были все типы культурных проявлений сапиенсов, но несколько упрощённые.

Что у нас от неандертальцев

Генетики сами не знают, какое есть физическое воплощение неандертальцев в современных людях.

Антропологи считают, что они растворились в нас без следа. В самых ранних кроманьонцах что-то физическое ещё можно обнаружить, но за 30 000 лет всё перемешалось. Постоянно добавлялось что-то кроманьонское. Так что, по всей видимости, никаких внешних проявлений неандертальцев в нас нет.

Но генетики по-прежнему пытаются что-то раскопать. Есть предположение, что светлая кожа европейцев – наследство неандертальцев, но это не доказано.

Портрет первобытного пещерного человека в шкуре животного, стоящего в своей пещере ночью и держащего зажжённый факел.
Gorodenkoff/Shutterstock

Воссоздать неандертальца

Если бы генетики восстановили неандертальца, можно было бы многое узнать. Но никто не пытался это сделать – из-за этического вопроса. Моралисты кричат: "Нет, нельзя этого делать, он будет несчастным, одиноким". Собственно, из-за этого мы и не увидим неандертальца. Хотя это было бы полезно для науки.

Вот вы знаете, как устроена селезёнка неандертальца? Нет! И пока у нас нет ни единого шанса узнать.

Неандертальцы приспосабливались к Европе чуть ли не миллион лет. Условия постоянно менялись, и они были тяжёлыми. Мы хуже адаптировались к жизни здесь, многие наши болячки – из-за этого. В большей степени мы тропические. Но если бы мы смогли изучать неандертальскую физиологию, то могли бы понять, как исправить ситуацию.

Так, мы бы могли узнать, почему неандертальцы не мёрзли. На некоторых их стоянках ледникового периода не было найдено никаких следов огня.

Ну и полагаю, многие бы не отказались от размеров мозга, как у неандертальцев. Кстати, генетики выяснили, что главное отличие генома неандертальца от генома сапиенса – в генах, кодирующих мозги. Что делают эти гены, мы точно не знаем. Это очень сложная система, и, чтобы разобраться, нужно вырастить неандертальца.

То, что у них другая система мозга, – это же классно, мы сейчас не знаем, какие у них были нюансы. Но то, что мозг по-другому функционировал, это 100%. Возможно, у них были больше развиты подкорковые ядра, системы регуляции эмоций. Из-за этого отношения в группе складывались иначе. Тот факт, что столько времени они спокойно жили в Европе, говорит, что всё у них было неплохо. С другой стороны, найдена куча скелетов с пробитыми головами, многократные случаи каннибализма.