Политическая карьера Стубба развивалась стремительно. В 2011 году он стал министром по европейским делам и внешней торговле, а уже через 3 года одержал победу на выборах на пост лидера Национальной коалиционной партии и получил должность премьера. Правда, продержался недолго – год. Затем он отошёл от большой политики. Однако в последние пару лет стал набирать политические очки своей радикальной позицией в отношении России. Если когда-то Стубб ратовал за обмен опытом между Москвой и Хельсинки, то теперь выступает за отсутствие любого политического диалога с нашей страной. Ратует за поддержку Киева и использование замороженных активов РФ для восстановления Украины, а также за отмену двойного российско-финского гражданства.
Едва став президентом Финляндии, Александр Стубб вновь заявил об отказе от дружеских связей с Россией вплоть до конца СВО. "У нас сейчас нет политических отношений с Россией. Я не вижу, чтобы они улучшились в ближайшее время. Причина, конечно, в том, что мы не можем иметь отношений, пока Россия не прекратит свою войну и агрессию на Украине", – сказал он на брифинге.
Руководитель Центра экспертного сопровождения политических процессов, политолог, общественный деятель Алексей Ярошенко считает, что отношения Москвы и Хельсинки будут только ухудшаться, и дело не только в новом президенте.
– Я долго был уверен, что простые финны не виноваты в том, что политическое руководство страны выбрало путь русофобии и вхождения в НАТО, – сказал Metro эксперт. – Но избрание откровенно радикально настроенного к России президента изменило моё мнение. Финны знали, за кого голосуют, и выбрали этого кандидата осознанно. Следовательно, ответственность финского населения в том, что избран антироссийский политический курс, очевидна. Такой резкий разворот финнов от добрососедских отношений в сторону агрессивной риторики связан с комплексом неполноценности, который свойственен малым народам, когда-то являвшимся частью большой Российской империи. Далеко ходить не надо. Подобное поведение можно наблюдать и в Прибалтике. Разрыв добрососедских отношений Хельсинки с Москвой делает из Финляндии никому не нужную окраину Европы.
Важно помнить, что до 2022 года Финляндия придерживалась политики нейтралитета между Востоком и Западом, а со вступлением в НАТО этот принцип остался в истории. И теперь, по словам Ярошенко, в ближайшее время можно прогнозировать дальнейшее ухудшение отношений со стороны Суоми:
– Непредсказуемость эскалации теоретически может дойти и до локальных боестолкновений на границе. Нам нужно укреплять границу и приграничные территории.