На выставке "Пётр I. Мифы и легенды" главную роль играют не экспонаты, а размещённый на стенах текст. Во-первых, это высказывания современников первого российского императора, а также философов и писателей России, которые были после него. И высказывания эти далеко не однозначны.
– Принято считать, – рассказывает куратор выставки Дмитрий Тараторин, – что западники положительно оценивают личность Петра, а славянофилы – отрицательно. Но не всё так однозначно. На самом деле в обоих этих лагерях есть самые разные мнения.
Например, русский писатель-сентименталист и историк Николай Михайлович Карамзин, который, по едкому замечанию Пушкина, отстаивал "необходимость самовластья и прелесть кнута", писал: "мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр!"
Сам Пушкин, как известно, Петра оценивал очень высоко – он называл его "вечным работникам на троне". А вот Николай II, оценивая деятельность предка, замечал: "нельзя насаждать чуждое сразу, без переработки. Быть может, это время как переходный период и было необходимо, но мне оно несимпатично".
Очень любопытную оценку дал Петру Ломоносов: "Он Бог, он Бог твой был, Россия", – написал он в одной из своих знаменитых од. Это очень смелые строчки, учитывая, что у Петра I с религией вообще были противоречивые отношения.
Ещё одна особенность выставки – она рассказывает главные мифы, на которых строится сегодняшнее понимание личности Петра I.
– Миф здесь следует понимать не в значении "ложь", – говорит Дмитрий Тараторин, – а в значении "те факты биографии, вокруг которых сложилось восприятие той или иной личности". Таких мифов несколько – это рождение Петра, которое, по Сумарокову, произошло как раз в Коломенском. Миф об Отце Отечества, чьи реформы сделали из патриархальной России великую империю.
И, наверное, самый любопытный – миф о Петре как об Антихристе.
– Строго говоря, – замечает Дмитрий Тараторин, – Антихристом называли ещё его отца, при котором возник раскол. Называли, конечно, старообрядцы. Пётр I пришёл в определённом смысле на руины – и выстроил на них великую Империю. Это нужно понимать при оценке его реформ.