Репортёр Metro отстоял очередь в несколько сот человеки отведал в 27-градусную жару холодное национальное блюдо в классическом варианте.
Узнал, кто запатентовал окрошку, а главное – получил ответ на сакральный вопрос, не один год волнующий умы человечества: "На квасе или на кефире?"
В глубокий металлический чан выливалась очередная (наверное, сотая) бутылка кваса. Мне вспомнился старый несмешной анекдот:
– Крошка Енот упал в кастрюлю с квасом. И теперь он окрошка Енот.
В эту минуту мне хотелось стать этим енотом. Под палящим солнцем мысль погрузиться с головой в этот чан, куда помимо кваса килограммами сгружали мелко нарезанные овощи и колбасу, не казалась смешной или глупой. Но воплотить её в жизнь мне помешал местный охранник:
– Молодой человек, отойдите на два метра назад. Не мешайте людям работать!
Пришлось вместе с другими гостями фестиваля встать в кольцо вокруг чана и наблюдать за процессом приготовления гигантской окрошки со стороны.
Импровизированная кухня расположилась прямо у центральных башен Измайловского кремля. Десяток шеф-поваров из Москвы, Твери, Новосибирска орудовали за столиками под зонтиками. Публика же, которой по приготовлении обещали халявное снадобье, была вынуждена томиться на солнце. Но, несмотря на погоду, никто из «кольца» не удалялся – наоборот, на душистый запах, распространившийся по всей территории кремля, как зомби, шли новые гости.
– Ты гля, что за кулинарный поединок? – мужчина в майке-алкоголичке за шкирку оттащил друга от ларька с медовухой по соседству.
Смотреть и правда было на что. 100 варёных яиц, 20 килограмм огурцов, 15 кило варёного картофеля, 10 кг редиса минут за 15 превратились в кубики с помощью «робокопа» – местной овощерезки – и утонули в «окрошечном» озере.
– С «робокопом» мы быстро. Только зелень приходится нарезать вручную, – объяснил мне один из поваров, Игорь Кунин.
Рядом на сцене ведущие выдавали призы за знания об окрошке: – Кто придумал окрошку?
– Народ!
– Вильям Похлёбкин!
– Путин! – послышалось из толпы.
– Вот вы не знаете, а окрошку запатентовал сам Люсьен Оливье, ещё до того, как изобрёл свой знаменитый салат.
Но их никто не слушал. Все ждали, когда в руках окажется долгожданная окрошка.
И вот этот момент настал. Людское кольцо превратилось в полукруг, из центра которого стали выползать довольные едоки с одноразовыми тарелками, в которых плескалась долгожданная (всё приготовление заняло полчаса) жидкость. Ведущие тут же спустились со сцены и стали спрашивать гостей фестиваля об их вкусовых ощущениях.
– Кислая! Крепкая! Свежая! Холодная!
Но их никто не слушал. Все ели. И шли за добавкой. Благо её можно было брать сколько угодно.
350 бутылок кваса и минеральной воды ушло на приготовление окрошки в Измайлово.
Светлана Смирнова, член Московской ассоциации кулинаров
Насколько окрошка русское и насколько древнее блюдо?
– Это блюдо из древних времён. Когда людям было нечего есть, они собирались вместе и приносили еду, которую бросали в общий котёл. В зависимости от места ингредиенты были разные: на Кавказе помимо овощей добавляли кинзу, на Руси – укроп.
На чём лучше – на квасе или на кефире?
– Настоящая русская окрошка должна быть на домашнем квасе. Только так. Квас производили из хлеба, так что это наш напиток. На юге была распространена окрошка даже не на кефире, а на айране.
Как можно разнообразить классический рецепт окрошки?
– Дома я кладу горчицу, делаю с желтком, сметаной, квасом, часть зелёного лука перетираю с солью, а часть подаю свежей. В прошлом году на фестивале мы готовили окрошку с солёным сазаном, сухими белыми грибами. Есть сладкая окрошка на киселе со сметаной – туда входят фрукты, можно добавить рис, пшено – дети едят с удовольствием.