"Криминальное чтиво" отмечает юбилей: Шедевр Квентина не теряет своего темпа

30 лет назад на Каннском кинофестивале состоялась премьера одного из самых безумных, наглых и захватывающих дух фильмов в истории кинематографа – "Криминальное чтиво"
"Криминальное чтиво" отмечает юбилей: Шедевр Квентина не теряет своего темпа
Джон Траволта и Ума Турман танцуют свой неподражаемый танец в фильме "Криминальное чтиво".

Сюжет

Парочка наёмных убийц Винсент и Джулс в исполнении Джона Траволты и Сэмюэла Л. Джексона отправляются в дикое приключение для выяснения дел с должниками своего криминального босса Марселласа Уоллеса (Винг Реймз). Параллельно с этим на экране разворачиваются ещё семь линий повествования, в которых рассказывается о персонажах, обитающих в мире преступлений, интриг и мошенничества. В первой Винсент присматривает за женой Марселласа Мией (Ума Турман) и спасает её от передозировки запрещёнными веществами. Во второй рассказывается о Бутче Кулидже (Брюс Уиллис), боксёре, нанятом Уоллесом, чтобы сдать бой, но обманувшим его. Третья история объединяет первые две – в кафе парочка молодых неудачливых грабителей Пампкин (Аманда Пламмер) и Хани Бани (Тим Рот) делают попытку ограбления, но Джулс останавливает их. Помимо этого Винсент и Джулс встречают на своём пути ещё несколько персонажей, одного из которых сыграл Квентин Тарантино собственной персоной.

Речь Иезекииля и её источник

Одной из самых известных сцен фильма является монолог Джулса с цитатой из Библии – речь Иезекииля (25:17): 

"Блажен тот, кто во имя милосердия и доброй воли пасёт слабых через долину тьмы. Ибо он поистине хранитель своего брата и искатель потерянных детей. И я поражу с великой местью и яростным гневом тех, кто пытается отравить и уничтожить моих братьев. И ты узнаешь, что меня зовут Господь, когда я отомщу тебе". 

Однако на самом деле этот монолог не является копией цитаты из Библии. Тарантино позаимствовал его из японского фильма о боевых искусствах 1976 года "Телохранитель" с Сонни Тибой в главной роли. Он не передал его слово в слово, но факт остаётся фактом. Первоначально Тарантино хотел использовать этот монолог для другого фильма – "От заката до рассвета".

Название

Фильм снят в виде "криминального" журнала. Такие журналы были популярны в середине ХХ века в Америке и славились своим графическим насилием и острыми диалогами, которые использовались для привлечения читателей. Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек, видеокассеты и DVD с фильмом. Они пестрят яркими сценами-картинками, которые то останавливаются, обрываясь на самом интересном месте, то продолжаются вновь, унося зрителя сумасшедшим ураганом повествования.

Музыка

Основную часть саундтрека "Криминального чтива" – Pulp Fiction: Music from the Motion Picture – составляют композиции в жанре сёрф-рока: Let’s Stay Together, Son of a Preacher Man, You Never Can Tell, дополненные диалогами из фильма и кавером песни Нила Даймонда на песню Girl, You’ll Be a Woman Soon, которую он написал ещё в 1967 году. Кавер записали чикагские рокеры Urge Overkill, его и использовал Тарантино. Журнал Rolling Stone поставил альбом на седьмое место в списке величайших саундтреков всех времён.

Тыковка и Сладкая Зайчишка 

Фильм начинается и заканчивается историей, в которой пара преступников-неудачников Ринго и Иоланда грабят закусочную. Они называют друг друга Тыковка и Сладкая Зайчишка. В фильме их сыграли Аманда Пламмер и Тим Рот. Но всё могло бы быть совсем иначе. Роль Тыковки мог исполнить Джонни Депп, а роль Сладкой Зайчишки достаться Патрише Аркетт. Интересный факт, но кличка «Сладкая Зайчишка» не придумана сценаристами, это кличка реального животного. Она принадлежала кролику Линды Чен, стенографистки, напечатавшей рукописный сценарий фильма. История гласит, что Чен вместо оплаты попросила Тарантино присмотреть за её домашним кроликом, однако он забыл про него, а кролик умер. Чтобы хоть немного загладить свою вину, Тарантино использовал его кличку в фильме.

Суп "Кэмпбелл" помог

Не все знают, но в сцене, где героиню Умы Турман вытаскивают с того света после передозировки, был использован приём "обратной съёмки". Персонаж Джона Траволты в кадре ударяет иглой шприца в грудь партнёрши, чтобы привести её в чувство, но на самом деле актёр, наоборот, вынимал иглу из груди, а потом режиссёр прокрутил кадры этой сцены в обратном направлении. Таким образом, создаётся впечатление, что герой со всей силы вкалывает иглу в безжизненное тело Мии. Ещё одна киношная уловка – когда Винсент находит Мию без сознания, вокруг её рта размазана слюна. На самом деле это был холодный грибной суп "Кэмпбелл".

Убитый в хлам...

В фильме герои часто бывают под запрещёнными веществами, но как сыграть наркомана? Джон Траволта, например, поговорил с бывшим наркозависимым, по совместительству другом Квентина Тарантино. Тот предложил Траволте напиться текилы и полежать в бассейне с горячей водой. Это, по его мнению, является наиболее точным представлением о действии героина. Траволта испробовал этот метод вместе со своей женой в гидромассажной ванне отеля, расставив рюмки с текилой вдоль ванны.

Интересный факт о режиссёре

Ещё в детстве Квентин Тарантино предпочёл учёбе просмотр фильмов и сериалов. В юности он устроился на работу в видеопрокат, который и стал его киношколой. Будущий режиссёр целыми днями смотрел и обсуждал кино с коллегами и посетителями. В это время он снял свой первый любительский фильм "День рождения моего друга". Именно тогда, впечатлившись работами Рэймонда Чендлера и Дашиеллома Хэммета, он разрабатывает идеи для своих будущих кинолент, включая "Криминальное чтиво". Хотя сам Квентин Тарантино не раз признавался в своих многочисленных интервью, что скорее мечтал стать актёром, нежели режиссёром.