Крестьянская одежда прямиком из прошлого: что посмотреть на фестивале "Русское поле"

На фестивале славянского искусства "Русское поле", который стартует 31 августа в музее-заповеднике "Коломенское", будут работать 13 творческих площадок и около 1600 человек. Гостей ждут мастер-классы, спектакли и выставка старинных костюмов
Крестьянская одежда прямиком из прошлого: что посмотреть на фестивале "Русское поле"
из личного архива Сергея Глебушкина
Москвичи увидят на фестивале эту праздничную одежду крестьян из Орловской области.

Крестьянская одежда из Курска, Брянска и Белгорода попала в коллекцию одного из организаторов "Русского поля", кандидата искусствоведения Сергея Глебушкина много лет назад. Жители, узнав о его увлечении, передали ему свои семейные реликвии.Коллекционер и исследователь поделился с Metro яркими историями, связанными с его экспонатами.   

– Конечно, гости фестиваля часто задают вопрос, как такая одежда сохранилась до наших дней. Многое из моей коллекции мы могли бы никогда не увидеть: во время Великой Отечественной, когда шли бои за Курск, жители зарыли в землю сундуки с наиболее ценными для них вещами.

По словам Сергея Глебушкина, люди во что бы то ни стало стремились сохранить наследие своих предков. Горели дома, в огне уничтожались необходимые для жизни вещи, среди которых были даже редкие книги, а вот старинные костюмы жители спасали в первую очередь. 

– Кому-то сейчас это будет непонятно, но это память о предках. Белая льняная рубашка, доставшаяся от прадеда, крестьянское цветное  платье и причудливо вышитый кокошник бабушки, стоптанные лапти – всё это  наш культурный код, связь с родом, которую мудрые люди боялись утратить, – объясняет Сергей Анатольевич.

Он вспоминает потрясший его случай. В Париже, куда Глебушкин привёз свою коллекцию, посетители выставки задавали ему вопросы, рассматривали костюмы, как вдруг услышали страшный, пронизывающий вопль. 

– Около одного из крестьянских костюмов на коленях стоит пожилая француженка – шикарная, роскошная, с модной стрижкой, дорого одетая, и – целует край понёвы (юбки). И в то же время страшно, по-бабьи орёт, ревёт, как по-русски рыдали в деревнях. Оказалось, её прадед был из России. Сама она почти не говорила по-русски, но узнала наряд, который когда-то видела у своих близких – они взяли некоторые вещи с собой и сохранили. Это та самая связь поколений, люди, тоскующие по своим близким. И этот случай тронул до слёз. 

Как рассказал Сергей Глебушкин, большинство экспонатов – ручная работа – ткачество, вышивка, плетение. Сшита такая одежда из шерсти, льна, конопли – того, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани –  шёлк, парча, атлас, привезённые из Индии и Китая. Их покупали наиболее обеспеченные люди.

– У женщин, пусть даже и небогатых, непременно были жемчужные, а у кого-то и янтарные бусы. А праздничные кокошники нередко брали взаймы у соседок, обещая в знак благодарности наколоть дров, принести воды из колодца или выполнить работу по дому. Особенно модными считались кокошники, обрамлённые жемчугом. Их тоже гости фестиваля смогут увидеть в коллекции.