Костюмы из гавайских рубах, пивных крышек и шлёпанцев: как живут тайные общества Мали

Учёные из Института востоковедения РАН и Музея Востока вернулись из экспедиции в Мали и привезли сакральные предметы, которые местные используют в тайных церемониях
Костюмы из гавайских рубах, пивных крышек и шлёпанцев: как живут тайные общества Мали
Маша Ильина
Марионетка в виде гиены Суруку, марионетка в виде нильского окуня Сален и марионетка Молодая девушка Нпоготиги.

Мали, государство в Западной Африке, населяет множество этносов, и, чтобы улаживать конфликты между народами, существуют тайные общества, которые скрыты от глаз европейцев. Состоять в них могут только мужчины. Самые крупные из них: Марионетки, Охотники, Коре, Коре-Дуга.  

Отец уроженки африканской республики Кади (ударение на второй слог) состоит в обществе Охотников, которые регулируют нормы отстрела животных и следят, чтобы не вырубались бесконтрольно леса. Кади учится в Москве на врача и, конечно, не могла пропустить такую выставку. 

– Мы живём обычной жизнью в городе, ходим на работу, в магазин. Но есть традиции и праздники. Тогда отец собирается и уезжает в деревню, чтобы участвовать в обрядах, – приоткрывает молодая африканка семейные тайны. – Я сама в той деревне никогда не была, отец не пускает. Боится, что меня там заколдуют. 

Марионеточники призывают благословение и дожди в деревни: тайные обряды доступны только для вождей, а вот театрализованные представления могут смотреть женщины, дети и туристы. Обрядовые куклы их яркие, красочные. На выставку привезли марионетку – Молодую девушку Нпоготиги, в Мали верят, что она живая. 

– Нпоготиги приехала к нам с Ньямой – жизненной силой, – рассказывает Дарья Ванюкова, главный куратор выставки и старший научный сотрудник Музея Востока, – не каждая марионетка ею обладает. Когда кукла ломается, если в ней жила Ньяма, проводят определённый тайный ритуал. Кладут старую и новую марионетку рядышком и Ньяму приглашают перейти в новую. А старую сжигают или хоронят.

Андрей Утилин, куратор выставки, рассказал, что Молодую девушку сделал в 50-е годы XX века мастер ЙаЙа Кулибали, чья семья занимается марионетками уже семь поколений:

– Пришлось очень долго его уговаривать передать марионетку музею, доказывать, что сотрудники вовсе не ушлые европейцы и перепродавать её не собираются. Мастер не сразу, но поверил и специально для нас оставил в ней Ньяму, а мог провести обряд и передать жизненную силу новой марионетке. 

Марионетка Молодая девушка Нпоготиги, в которой есть Ньяма.
Маша Ильина
Марионетка Молодая девушка Нпоготиги, в которой есть Ньяма.

В следующем зале представлены обрядовые изделия Коре и Коре-Дуга. Коре – самое крупное тайное общество Мали, они также умеют воздействовать на силы природы. Чтобы вступить в общество, нужно пройти несколько этапов. Подготовка начинается, когда мальчику исполняется 8–10 лет. Сначала он проходит обряд инициации – обрезание, затем его испытывают, к примеру, несколько ночей в лесу он проводит один. Так готовят к взрослой жизни. Обучают, чтобы познал законы взаимодействия с духами и между этносами разных деревень. Через какое-то время мальчик может принимать участие в обрядах и уже после – стать полноправным членом Коре. 

В экспедиции, как рассказал Андрей, им удалось помочь школьному музею в деревне Кола спасти коллекцию, которая пострадала от термитов и дождя. И за это музей подарил им маску Коре – "Чёрную обезьяну". Она тоже участвовала в тайных церемониях, но Ньямы в ней, увы, нет. Как и в маске "Дикий буйвол", которая сильно отличается по цвету и форме от традиционных масок общества Коре. 

Маска "Чёрная обезьяна" и другие ритуальные маски тайоного общества Коре-Дуга.
Маша Ильина
Маска "Чёрная обезьяна" и другие ритуальные маски тайоного общества Коре-Дуга.

На выставке вместе с маской есть и другие элементы костюма. Танцор надевает их на руки и на ноги. Примечательно, что элементы сделаны из подручных средств: скотча, верёвки, крышек от пивных бутылок, кока-колы, железяк от жестяных банок. 

– А почему вы удивляетесь? – спрашивает Андрей. – В Мали производится пиво марки "Флаг", и члены Коре для костюмов сегодня используют разные предметы. Что найдут, то и задействуют, не заморачиваясь по поводу ценности. Раньше они использовали калебасы (сосуд для мате) с камушками, а сейчас перешли на пробки, потому что их много. Такого нет, чтобы костюм хранился 300 лет, бережно передавался из поколения в поколение, для них самое главное – функциональность, которая может смысл передать. 

Маска "Дикий буйвол" и весь костюм, звенящие элементы которого сделаны из верёвок и крышек от пивных бутылок.
Маша Ильина
Маска "Дикий буйвол" и весь костюм, звенящие элементы которого сделаны из верёвок и крышек от пивных бутылок.

У тайного общества Коре-Дуга, возможно, самое важное предназначение: они мирят не только семьи, но и целые деревни. 

– Эти люди выглядят как шуты, которые кочуют по стране и развлекают публику песнями и плясками, но на самом деле их задача – вышучивая, сглаживать конфликты, – рассказывает Дарья. – Кроме того, они занимаются целительством: бездетная пара может попросить у них ребёнка. 

Похожие то ли на доберманов, то ли на египетского бога Анубиса лошадки под стеклом, оказывается, часть образа африканских "миротворцев": на них они "скачут" во время танца.

– Если вы посмотрите на костюмы Коре-Дуга, то они сшиты из современных промышленных тканей с дополнениями в виде пластиковых очков и китайских шлёпок, – добавляет Андрей. – Но при этом обряды не перестают оставаться древними и не теряют своей силы. 

На второй витрине лошадки, которых используют в обрядовых танцах "шуты" тайного общества Коре-Дуга.
Маша Ильина
На второй витрине лошадки, которых используют в обрядовых танцах "шуты" тайного общества Коре-Дуга.
Выставка "Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали" продлится в Государственном музее искусств народов Востока до 30 июля.