В 1892 году в Российской империи разразилась эпидемия азиатской холеры, и в подмосковное Мелихово был назначен земским врачом Антон Чехов. Ему выделили участок с 25 деревнями, 4 фабриками и 1 монастырём Давидова пустынь, на котором в совокупности проживало более 10 тысяч человек. Чехов вёл бесплатный приём пять дней в неделю в Мелихово и ещё два дня – в соседних сёлах Крюково и Угрюмово. Время было тяжёлое, но врач и писатель вспоминал его потом как самое счастливое. В итоге он остался в Мелихово на целых 7 лет, открыл две школы и написал 42 шедевра, среди которых пьесы "Дядя Ваня" и "Чайка" и множество рассказов и повестей: "Палата № 6", "Остров Сахалин", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".
В столь продуктивном для Чехова месте ровно через 90 лет, в 1982 году, закономерно решили ежегодно вызывать его гений на театральных подмостках, основав "Мелиховскую весну".
Во время прогулки по усадьбе мы встречаем сделанную из веток скульптуру чайки, очень похожую на знаменитый символ Московского художественного театра, – кто-то развлекался во время мастер-классов, которые в музее-заповеднике проходят постоянно. Случайным образом этот символ совпадает с изменениями в составе руководства фестиваля: его художественным руководителем теперь стал худрук МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский.
– В этом году 125 лет МХТ и мы не могли пройти мимо фестиваля и не заявить о себе, – сообщил Хабенский на пресс-конференции. – Тем более что после Олега Ефремова была большая пауза в дружбе между МХТ и "Мелиховской весной", и мы намерены исправить этот недостаток.
Обещанная Хабенским экспансия МХТ на фестивале выразится в спектаклях открытия и закрытия, которые поставит театр, а верстовой столб возле сцены покажет, сколько от усадьбы километров до МХТ.
На всех рекламных материалах фестиваля теперь множество рисунков Чехова: на новом логотипе красуются увенчанные короной инициалы классика, которыми он иронично подписал одно из своих писем из Мелихово.
– Рисунки – одна из малоизвестных сторон Антона Павловича, – рассказала генеральный директор музея-заповедника "Мелихово" Анастасия Журавлёва. – Когда он сделал такую подпись с короной, то, видимо, переживал творческую удачу, ощущал себя на подъёме, королём. Мы решили взять этот рисунок для логотипа, потому что фестиваль – это ежегодная проверка для театров и музея, на месте ли эта корона. И те более 75 заявок, которые мы получили, свидетельствуют, что всё в порядке.
Отсмотревшая все присланные на фестиваль спектакли участница экспертного совета Анастасия Ефремова призналась, что, по её ощущениям, Чехов сегодня – это "спасательный круг, к которому кидаются люди со всей страны и из других стран".
Всего на фестивале в этом году покажут 20 спектаклей из Москвы, Подмосковья, Владимира, Рязани, Воркуты, Севастополя, Петербурга и Нижнего Новгорода.
И без того не пустующая усадьба всё больше наполняется людьми: расположившийся под раскидистыми деревьями струнный квартет играет попурри из танго и киномелодий, кто-то снимает видео цветущих яблонь, а кто-то охотится за шампанским. В самом сердце чеховской усадьбы, на поляне "Крыжовник", высится новая вместительная сцена с крытым зрительным залом: теперь никому не страшен, как в былые годы, дождь. Вскоре, по словам генерального директора музея-заповедника "Мелихово" Анастасии Журавлёвой, и вся усадьба преобразится в "Чехов-сад" с мемориальным, литературным и театральными садами и не имеющим аналогов "Чехов-театром". Каждый, кто приедет сюда, сможет почувствовать себя немножко Чеховым: посидеть, как он, на берегу пруда, покачаться на качелях, прополоть травку на литературном огороде и испытать себя в литературных опытах.
После приветствий со сцены руководства фестиваля два энергичных молодых человека начинают подгонять всё никак не заканчивающих рассаживаться зрителей, и в первые минуты нет сомнений, что это организаторы. Но их слишком громкая активность вскоре убеждает: спектакль открытия уже начался.
– Вот вы, как вас зовут? Вы будете Аркадиной! А вас как? Нет, Аркадиных будет две! А вот этому красному пальто не спрятаться! Вы Тригорин! Переглядывайтесь с Аркадиной!
Хулиганская импровизация, как анонсировал Хабенский спектакль открытия "Ландшафтный театр", заставляет зрителей от души похохотать. Тригорин в конце концов превращается в Паратова в честь 200-летия со дня рождения Александра Островского, а красное пальто на время похищено актёрами у зрителя.
– Константин Юрьевич, как нам играть эту сцену? – бросаются артисты спрашивать сидящего в зале Хабенского. – Это же дико пафосно: "Не доставайся же ты никому!"
Привставший с места Хабенский начинает тут же показывать и рассказывать, что делать.
Полтора года назад он придумал проект "Ландшафтный театр" – получасовые постановки на открытом воздухе, в которых много импровизации, интерактива и хулиганства. Идею Хабенский взял из уст своего тёзки, героя "Чайки" Константина Треплева, который мечтал о новых формах в театре и его выходе за привычные сценические границы.
– Это не просто постановки, а скорее рассказ о том, что происходит в той или иной пьесе, – поясняет руководитель МХТ. – Все знают по одной-трём фразам, которые ушли в народ, что есть "Чайка" и "Бесприданница", а что на самом деле в этих пьесах происходит, особо никто не помнит. Поэтому мы решили в формате "Ландшафтного театра" передать их краткое содержание. Это расширенный взгляд на классиков, хулиганский, импровизационный. Воспринимайте это с радостью, удовольствием и никаких глубоких смыслов не ищите. Проще, легче, веселее – может быть, это и есть ключик к Антону Павловичу Чехову.