Путь к казни
27 марта 1625 года Англией, Шотландией и Ирландией стал править 24-летний молодой человек, которого никто не ждал. На его месте должен был оказаться принц Уэльский Генри, но неожиданно скончался. Карл вообще не был похож на короля – в детстве никак не мог научиться говорить, потом стал весьма болезненным подростком, да ещё и низкорослым.
При этом вёл себя Карл совсем даже нескромно. Ещё не вступив в должность, начал изо всех сил раздражать английский парламент, который в итоге отправил его на плаху. Поехал в Испанию, чтобы жениться на инфанте – вместе с 1-м герцогом Бекингемом Джорджем Вильерсом (его позже убьют при покушении). Учитывая, что в Испании основной религией был католицизм, парламентарии-протестанты пришли в ярость.
Из Испании Карл вернулся холостяком, после чего... объявил о желании вести войну с Испанией и сочетаться браком с дочерью короля Франции Генриеттой-Марией, тоже католичкой! Карл сдержал своё обещание, а Генриетта-Мария потом ещё долго страдала из-за косых взглядов при дворе.
Короля сгубили армия и церковь. Ему по наследству досталась Тридцатилетняя война, а на неё нужны были деньги. Карл стал, в обход парламента, принудительно собирать на нужды армии деньги с верноподданных, отправляя неплательщиков в тюрьмы. В 1634 году монарх ввёл скандальный закон, необходимый для развития британского флота. Согласно закону, прибрежные города, поставлявшие суда для королевского флота, должны были теперь вносить деньги сразу в казну, а на них уже само государство строило и снаряжало суда. Карла не устраивало, что прибрежные города уклонялись от поставки судов, а если и делали это, то их качество оставляло желать лучшего. Королевский закон помог создать новые типы судов, всего при нём построили 40 кораблей (6 из них – 100-пушечные). Особой гордостью королевского флота стал линейный корабль "Повелитель морей" водоизмещением 1520 тонн.
Вторая причина, погубившая монарха, – "непонятки" с религией. Карл был сторонником повсеместного введения единой Англиканской церкви (особенно ему нравилось католичество). Он считал, что надо укреплять не только абсолютизм, но и церковь, а потому ввёл в Палату лордов епископов.
Парламент сопротивлялся поступкам Карла, особенно введению кабальных налогов. Для этого ввёл легендарную Петицию права, которая обязывала короля соблюдать старые законы, не дававшие ему возможность огульно вводить налоги, – но тот смотрел на неё сквозь пальцы, продолжая собирать деньги для военной кампании.
Карл действовал топорно, прямолинейно – и накапливал врагов, при этом слабо понимая, как управлять Шотландией и Ирландией из Лондона. В конце концов бесконечные восстания вынудили его собрать парламент, который получил название "долгий" – проходил аж 13 лет. Он-то и отменил множество инициатив Карла – например, корабельную подать и епископов в парламенте. Короля обязали созывать палаты лордов и общин каждые три года, вынудили его смириться с арестом и казнью очередного фаворита, министра Страффорда. Наконец, парламент попытался максимально связать Карлу руки, но он отказался признать за ним право назначать и смещать министров, а также контролировать все его действия.
23 августа 1642 года Карл поднял в Ноттингеме королевское знамя – началась гражданская война. Через три года, в сражении при Нейзби, Карла арестовали, узнав из документов о его намерениях совершить сделку с католиками и попросить военной помощи у европейских стран. Будучи узником в Шотландии, он был передан английскому парламенту за 400 000 фунтов.
Оливер Кромвель и генерал Генри Айртон предлагали королю вернуться к работе, но с большими ограничениями. Он пытался лавировать, бежал на остров Уайт, но снова оказался в плену. Когда Карл в очередной раз пытался из тюрьмы призывать к восстанию, его приговорили к казни.
Стоя на эшафоте в Уайтхолле, в своей предсмертной речи Карл отстаивал абсолютизм, свои прежние принципы. Палач обезглавил государя, но не стал произносить традиционные слова: "Вот голова изменника!" Толпа пребывала в шоковом состоянии, не выражая одобрения тому, что происходило. В знак уважения к родственникам короля его голову пришили обратно к телу, чтобы монарха можно было достойно похоронить.
Месть цареубийцам
Сыну Карла и Генриетты-Марии Карлу II пришлось "разгребать" то, что натворил отец, – по сути, его сменщик на троне реставрировал монархию.
Старший брат Карла II Чарльз Джеймс умер при родах матери, не став королём. Карл II мог не стать им по другим причинам. В Англии после смерти его отца правил Оливер Кромвель, который при войне с Карлом I был генералом-лейтенантом парламентской армии, а после казни монарха – лордом-генералом и лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии.
Шотландия признала права Карла II на корону, тогда войска Кромвеля вторглись в эту страну. У противника монархии было мало солдат, но он умудрялся побеждать шотландцев. Решающей стала битва при Вустере (у Карла впервые на поле брани было меньше бойцов) – победа лорда закрепила победу республиканцев и его власть.
В 1651 году Карл II, на которого объявили охоту за большое вознаграждение, прятался в Англии, но когда кольцо поисков сузилось, бежал на родину матери – во Францию.
Кромвель правил полезно. Например, победил Голландию, закрепив Англию в статусе "владычицы морской". Его любил народ, потому что он был ближе простым людям, чем короли. Однако в 1658 году Кромвель скоропостижно скончался, заболев одновременно малярией и брюшным тифом.
Его место лорда-протектора занял сын Ричард, однако началась смута – и парламент вынужден был позвать на престол Карла II. В 1660 году монархия в Англии была реставрирована.
Новый король велел эксгумировать цареубийц, в том числе тело Кромвеля, для посмертной казни (четвертование). Потом тела возили по городам для публичной демонстрации и устрашения. Голову Кромвеля нанизали на шест, установленный возле Вестминстерского дворца. Во время бури шест сломался, кто-то похитил голову Кромвеля, долгое время никто не знал о её судьбе. Так сын-король отомстил за отца-короля.
Второй Карл британского престола решал совсем иные проблемы. Европа тогда "горела" из-за эпидемии чумы – королю пришлось покинуть Лондон и пережидать катастрофу в Оксфордшире (погибло более 100 000 человек). Стоило Карлу II вернуться в столицу в 1666 году, как произошла новая трагедия – Великий лондонский пожар. Король участвовал в тушении, при этом сгорела половина Лондона (заодно погибли чумные крысы).
Карл, естественно, был реакционером. Он чётко разделил власть между королём и парламентом. В его царствование появились политические партии тори и виги. Он поспособствовал принятию Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Хабеас корпус акт). Обвиняемые получили право требовать объяснений, за что их посадили, а судьям отныне пришлось проверять законность задержания. Правда, закон не затрагивал тяжкие преступления и госизмену.
Карл II, как и отец, поддерживал католицизм – в мае 1662 года женился на португальской принцессе Екатерина Брагансской (католичке). Ещё объединился с французским королём против протестантской Голландии. Однако война с Нидерландами успеха не принесла, противнику короны перешла часть завоёванных ранее территорий. С другой стороны, Карл расширял колониальные владения (в том числе африканские), при нём на Туманном Альбионе произошёл расцвет экономики.
За несколько дней до смерти Карл II принял католицизм, а умер от апоплексического удара. После его смерти выяснилось, что в волосах короля оказалось много ртути. Это было связано с его большой страстью. Он был... алхимиком и в своей лаборатории часами пытался превратить ртуть в золото!
Как видно, оба Карла оставили глубокий след в истории Великобритании, но правление их было отнюдь не простым. Что ждёт Карла III – вопрос, на который ответ даст уже время.
Читайте также: