Есть клип Дэвида Боуи на песню "Время будет тянуться" (Time Will Crawl), где разные люди – мужчины и женщины, белые и чёрные – странно взаимодействуют: они взлетают, падают, перекатываются, ловят и перехватывают, теряют и находят друг друга в пространстве. И при этом пребывают в постоянном, плавно текучем движении.
Танцем в привычном смысле назвать это сложно. Видео показалось мне необычным и запомнилось. Спустя почти двадцать лет удалось не только подобрать увиденному название – контактная импровизация, но и попробовать!
Контактная импровизация (КИ) зародилась в Америке в 1972 г. и позже сформировалась в международное движение и сообщество. Систему разработал хореограф Стив Пэкстон, который танцевал модерн, изучал балет, айкидо, тай-чи и йогу. КИ – это разговор, в котором нет заготовленной речи, все вопросы и ответы возникают во время телесного «разговора», и существует множество путей их выразить.
На вечерний класс в студию Yogaplatforma собралось восемь человек с совершенно разным опытом и уровнем подготовки. На двух парней пришлось шесть девушек. Выяснив, что каждый пришёл сюда за новым опытом, мы перешли к разминке. И три часа, в финале которых была импровизация под музыку, прошли для меня незаметно.
Первое, что было нужно, – просто медленно походить. – Ощутите, как тело стопами соединяется с полом, – направляет нас инструктор Юрий Львов. Следующее задание – помахать руками в разные стороны как мельница. – Без усилий, не мешайте рукам свободно болтаться, учитесь чувствовать пружинистость вашего тела, – говорит он.
После ещё нескольких нехитрых упражнений нам наконец предложили выбрать партнёра. Люди быстро нашли друг друга глазами, а несколько девушек ринулись к парням, которые были в дефиците. Впрочем, по ходу урока мы всё равно не один раз поменялись партнёрами, так что была возможность узнать и почувствовать, с каким настроением и характером двигается каждый. Одни были мягкие и тёплые, а другие – уверенные, жёсткие и напористые.
Эмоциональный пик пришёлся на упражнение, когда нужно было со всего маху "врезаться" в своего партнёра – сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. – У меня внутри постоянно срабатывал стоп-кран, и я замедлялась, – призналась потом одна девушка.
Согласитесь, в обычной жизни мы редко так делаем, разве что в час пик в метро. Но это уже совсем другие танцы, хотя и тоже импровизационные.
Два вопроса хореографу Анжелике Доний, которая стала организатором первых джем-классов по КИ
– Что даёт контактная импровизация?
– Как и любой другой танец, она даёт физическое развитие и эмоциональное удовлетворение. Прикосновение в этой практике имеет важное значение, а один из принципов существования в КИ – это умение "слушать" кожей.
– Всем ли подходит КИ?
– Нет, есть люди, которые не способны пересечь границу друг друга. И это нормально. Например, в мусульманских странах невозможно себе представить КИ в силу культурных обычаев.