У родителей первоклассников всегда есть выбор, в какую школу их дети будут ходить. Это может быть государственное учреждение, может быть частное... Учиться возможно и дистанционно – на дому. Это может спасти тех детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья или в связи с переездом. Разбираемся, как в таком случае правильно обустроить рабочее место.
Кухня – не вариант
Как правило, родители в качестве места, где ребёнок будет учиться, выбирают кухню. У неё есть свои плюсы, но только для родителей.
– Это удобно, ведь родители, если они дома, и сами там часто находятся. Либо такое бывает, что у ребёнка нет рабочего стола, – предполагает преподаватель Елена Волкова, председатель Ассоциации учителей начальных классов города Москвы, победитель конкурса "Призвание – учитель", почётный работник образования города Москвы и автор пособий для учащихся начальной школы. – Но для ребёнка такой вариант не приемлем: тут можно и за конфеткой потянуться, и водички попить. На кухне не будет деловой обстановки.
Стол, стул... и точилка
Рабочее место должно быть стационарно, нельзя учиться по телефону или планшету.
– Рядом должны лежать тетрадочки, листочки чистые, цветные карандаши, простой карандаш и, если это уроки математики, то какое-то геометрическое "оборудование": треугольник, линейка, – перечисляет эксперт. – Они должны лежать в доступе, чтобы ребёнку не приходилось вставать и где-то лазить по полкам.
В то же время завален стол быть не должен.
– Не нужно наваливать на стол большое количество карандашей. Это распространённая проблема, когда дети приходят в первый класс и приносят с собой всё, что у них есть для школы, – объясняет Елена Волкова. – Это родители – а вдруг что-нибудь пригодится. В школе это всё корректирует учитель, дома за этим нужно следить родителям. Карандаши должны быть поточены, не нужно это делать в учебное время – пусть у вас будет отдельная полка для "ремонта" карандашей, тетрадей и прочего, не связанная с рабочим местом.
Это важно. Что ещё должно помогать первокласснику:– Стул. Сидеть ребёнок должен именно на стуле, а не в кресле или на табурете. Ребёнок не сможет держать спину ровно дольше 7 минут и у него должна быть возможность облокотиться. В кресле же мы принимаем положение расслабления, при котором, как правило, локти находятся ниже уровня стола. Поработаешь в таком положении – и начинают болеть мышцы, плечевой сустав, шейный отдел.– Положение рабочего места. Компьютер необходимо время от времени (раз в неделю достаточно) передвигать с места на место, меняя угол зрения ребёнка. Стул должен стоять спинкой к стене, а стол – развернут внутрь комнаты, чтобы ребёнок мог видеть, когда в комнату, к примеру, заходит мама. Если она будет отражаться в мониторе, это отвлечёт ребёнка гораздо сильнее, если он просто увидит её, кивнёт или даже быстро помашет рукой.– Освещение. Свет должен падать слева и стол должен стоять так, чтобы на экране не было бликов – отвлечь ребёнка может любая мелочь. – Оценка достижений. Обучение ребёнка – это всегда командная работа (его и родителей). Важно не только, как ребёнок учится, но и как его достижения оцениваются родителями. Нельзя забывать интересоваться тем, что именно ребёнок узнал, вдумчиво комментировать его результаты.
Сидеть!
Ребёнок, который до школы посещал только детский сад, а последние три месяца и вовсе провёл у бабушке на даче, вряд ли захочет (да и вряд ли сможет) спокойно сидеть дома за компьютером и учиться. Дети есть дети. Но сегодня существует несколько методик, которые способны развить в первоклашке усидчивость.
– Простой способ – соблюдать режим дня хотя бы неделю, – советует Елена Волкова. – Но важно, чтобы это было организовано и соблюдалось всей семьёй: зарядка, умывание, одевание в соответствии с определёнными требованиями.
А что ещё? Сегодня многие родители взяли на вооружение массажные коврики. Их кладут под стул ребёнку, вставая во время урока, он опускает ноги на коврик и непроизвольно это приводит его в чувства – "куда это я встал, надо же продолжать работать".
Также, подсказывает педагог, первокласснику поможет цель, которую он будет видеть перед собой: три занятия, между ними перемены с играми, звонок, который будет разделять эти периоды (его легко можно проиграть сегодня с помощью телефона).
– Очень важно, чтобы ребёнок умел оценивать свои действия и свой труд, – подчёркивает эксперт. – Я всегда предлагаю родителям делать так называемый экран настроения – брать любой листочек и любой карандаш, которым ребёнок, не важно как, нарисует то, что было с ним в этот день. Потом все листочки можно сложить, получится целый календарь настроения. В 11-м классе этот календарь будет очень интересен, причём всем членам семьи.
Читайте также: