Древний новгородский
Стальной кованый нож XIV века Владимир привёз из Великого Новгорода. В этом городе в 1980–1990-х годах он участвовал в археологической экспедиции в качестве реставратора. В свободное время, гуляя по берегу реки Волхов, находил ножи, которые вымывало на берег. Этот нож уникален тем, что на его хвостовике – кусочки бересты. Их смачивали в горячей смоле и приклеивали к хвостовику. Затем насаживали его на рукоять. Смола остывала, и в рукояти нож держался крепко. У любого жителя Новгорода мог быть такой нож.
Французская наваха
Навахи – складные ножи Испании и юга Франции. Возникли из-за запрета для простолюдинов носить в Испании длинноклинковое оружие в эпоху Наполеоновских войн. Наваха – один из самых старых примеров складных ножей в мире, которые производят до сих пор. От других ножей отличается тем, что рукоять всегда имеет характерный изгиб на конце. В коллекции Владимира это самый большой нож, он изготовлен в первой половине XX века из французского штыка. Когда с вооружения снимали определённый тип огнестрельного оружия, остава- лось очень много штыков. Их обрезали и делали из них крупные складные ножи.
Столовые из Златоуста
Эти ножи, сделанные в конце XIX – начале XX века на Златоустовской оружейной фабрике, использовались для употребления сардин (5–6), чёрной и красной икры (7–8). Златоустовская гравюра на стали – уникальный вид декоративно-прикладного искусства. Мастера Златоуста владели искусством гравировки, глубокого травления, воронения, синения, золочения, резьбы по стали. Травление делали изначально на холодном клинковом оружии. Затем стали делать его на столовых приборах, изображая растительные орнаменты, наивные сценки анималистического и сюжетного характера.
Ножи внутри монеты
В своих воспоминаниях Николай Рерих рассказывал, что первые монеты-ножи встречались ещё в Древнем Китае, в династии Чжоу (715–431 гг. до нашей эры). Эти же маникюрные наборы (5–6) созданы в 1920–1960-х годах. Их дизайн придумал французский мастер Поль Друэн, рассчитывая на предпринимательский успех. Монетки делили пополам и вставляли в них ножички для маникюра, ножницы и палочки для ногтей, чтобы дамы всегда могли носить набор с собой. Работа эта была кропотливой, а производство сложным, поэтому ножи стоили дорого. И в 1960-е годы их прекратили выпускать. В мире таких ножей ограниченное количество.
Пуукко из Каухавы
Скандинавский нож. Такие ножи ещё называют финками. На конце рукояти у этого ножа вырезана голова лошади. Сделан он в Финляндии ещё до начала Второй мировой войны. На самой же рукояти изображён герб Финляндии. Пуукко, имея почти двухтысячелетнюю историю, был востребован как в мирное, так и в военное время. Ножом пользовались рыбаки, охотники, лесорубы и фермеры. С его помощью изготавливали деревянную посуду, вырезали украшения, нарезали продукты на стол, чистили рыбу, соскабливали лёд с полозьев саней.
Сувенирный с Чукотки
Этот нож (2) из моржового зуба вырезан известным резчиком Хухутаном в селе Уэлен в 1955 году. В СССР нельзя было делать сувенирные ножи из металла, поэтому даже лезвие вырезано из кости. Резать оно может только бумагу. На рукояти мастер изобразил сцены из жизни жителей полуострова: охота на тюленей, встреча с медведями. Владимир в особенности отметил скульптурную рукоять в виде медведя, который держит нерпу. По словам коллекционера, ею он восхищается больше всего.
С рукоятью в виде совы
Этот нож сделал сам Владимир Понсов в 2001 году. Ручка в виде совы вырезана из моржовой кости, клинок из дамасской стали. Как мастер-оружейник, Владимир работает с разными материалами – бивнями слона, моржа и мамонта, с животной костью. На Севере в вечной мерзлоте бивни мамонта и зубы моржа сохраняются прекрасно. И несмотря на то, что этому материалу около 2000 лет, автор смело встраивает его в современные изделия. Этот нож был на выставке современных мастеров-оружейников в Эрмитаже. Для Владимира он один из самых любимых в коллекции.
Современный шведский
Этот нож – творение известного шведского мастера Дана Дагермана, сделан в конце XX – начале XXI века. Дагерман считается одним из лучших ножевщиков в мире и продолжает традиции скандинавских ножеделов. С раннего детства он увлекался природой, жизнью животных, любил рисовать, чертить и заниматься ручным трудом. Свой первый нож Дан сделал в школе, и предназначался он для масла. Именно тогда он впервые познакомился с дамасской сталью и купил сразу четыре клинка. С этого момента талантливый юноша "заболел" ножами.