Когда деревья были большими, "секретики" – чудесными, а котики – злыми

Художница Наташа Шалина представила Metro таинственных персонажей своей выставки "Письма из детства"
Когда деревья были большими, "секретики" – чудесными, а котики – злыми
предоставлено Наташей Шалиной
Петербургская художница Наташа Шалина впервые открыла свою большую выставку в Москве.

Коробочки с секретами

В этом проекте наложились разные воспоминания – о детских играх, страхах, моих родителях и друзьях, уже ушедших из жизни. Я родилась в Сибири, росла очень замкнутым ребёнком. У меня не было детских игрушек – с ними вообще в те годы было туго, и я их делала сама. 

Любимым занятием были "секретики", это была настоящее помешательство. Находишь потаённое место где-нибудь подальше, так, чтобы никто не видел, вырываешь ямку, прокладываешь дно "золотинками", укладываешь туда найденные предметы, зарываешь. Потом ходишь смотреть – там всё блестит, всё такое красивое. У меня было огромное количество таких "секретиков": я их откапывала и играла с ними. 

Ещё любила делать куколок из палочек: перематывала веточки верёвочками – получались странные образы, типа кукол вуду. Играла с пуговицами: их была у меня целая семья, для них я строила дома из найденных коробочек, населяла их, раскрашивала. 

Уже взрослой часто покупала на блошиных рынках деревянные ящики, коробки. Они копились. А во время пандемии я их перекладывала, и вдруг что-то щёлкнуло в голове: я вспомнила свои “секретики”, странных кукол и ещё более странные "секретики" – мёртвых птичек, которых я как бы хоронила, с цветочками. Вспомнила эти церемонии захоронения, как я птичкам пела песни. Всё это я остро прочувствовала в период пандемии и самоизоляции: переосмыслила то, что делала в искусстве до этого, и заболела этим проектом – так получилась выставка.

"Секретики" из детства воплотились в ящичках и коробочках, купленных на блошиных рынках.
предоставлено Наташей Шалиной
"Секретики" из детства воплотились в ящичках и коробочках, купленных на блошиных рынках.

Девочка на стульчике 

Это очень личная вещь. По моим ощущениям, стул – это что-то огромное. А ещё ночью я боялась спускать ноги с кровати: мне казалось, оттуда кто-то выберется и ухватит. Боялась темноты, длинных коридоров. Эта девочка, сидящая на краю огромного стула, воплощает мои детские страхи. 

Принято считать, что детство – розово-голубое, яркое, самый счастливый период жизни. Для меня же совершенно по-другому. Детство – это когда всё в первый раз: родился, сделал первый шаг, вырос первый зуб, упал, разбил коленку в кровь... 

В моём восприятии детство – это не “розовый период”, а такое, как на выставке: цветов сепии, охры, спокойных тонов, в нём что-то от фотографии начала ХХ века, где фигуры кажутся застывшими, ведь раньше людям приходилось подолгу замирать перед камерой в определённой позе. Вот и в моих работах: в детстве всё заняло свои места — книжка, стульчик, мишка, кукла.

А ещё злые котики: этот образ у меня кочует их работы в работу. Почему злые? Такое детское воспоминание: котики сильно царапаются и могут укусить. Но в то же время котики любопытные, поэтому сопровождают детей в целом ряде моих объектов, создают интригу. 

Обычный стул в детском воображении может разрастись до чего-то огромного, пугающего.
предоставлено Наташей Шалиной.
Обычный стул в детском воображении может разрастись до чего-то огромного, пугающего.

За чёрной, чёрной шторой

На выставке есть два отдельных помещения: кабинет и комната страха. В обоих слышен текст сказки Антония Погорельского “Чёрная курица”. Её читают дети, которые занимаются в моей студии: я их учу рисовать, делать объекты. Они видели, как я работаю над проектом, расспрашивали о нём, давали советы. 

Почему кабинет? Это место, куда детям запрещено входить, играть там, шуметь. Поэтому ребёнок его боится: там собираются взрослые дяди, тёти, сидят до утра, обсуждают дела. В моём кабинете не только картины, скульптура, объекты, но и настоящая мебель, предметы одежды. Мне бы хотелось и в зрителе разбудить ребёнка, чтобы он почувствовал тут что-то странное, страшное, может, что-то бы вспомнил. Тут нужно походить, посидеть, подумать, послушать. 

"Чёрная курица" для меня очень личная сказка, подходящая для выставки: про маленького мальчика, который был одинок и нашёл себе друзей – курочку и подземных зрителей, про его страхи, предательство. Дети с удовольствием её читали. 

В кабинете звучит сказка "Чёрная курица", которую читают дети, ученики художницы
предоставлено Наташей Шалиной
В кабинете звучит сказка "Чёрная курица", которую читают дети, ученики художницы

Комната страха

Из кабинета попадаешь в комнату страха. Тут ты как бы один на один со своим детским страхом. Конечно, его я рассматриваю с позиции взрослого. Тут висят рыболовные сетки: ведь когда ты боишься, то будто опутан чем-то, не можешь шевельнуться. Или большие весы, я их собрала из разных предметов: на одной чаше сидит девочка, а на второй – как бы её страх.

Рыболовные сетки, сломанный велосипед, странные весы — комната страха озадачивает зрителя.
предоставлено Наташей Шалиной
Рыболовные сетки, сломанный велосипед, странные весы — комната страха озадачивает зрителя.

Люди с клювами

Персонажи с клювоподобными носами – это собирательный образ, своего рода маска страха. Для ребёнка в такое существо может запросто преобразиться взрослый. И здесь как бы момент перехода: руки и ноги ещё человеческие, но уже что-то от деревянного идола – рот превращается в страшный клюв. Ты боишься, что он станет издавать звуки. и в своём воображении заматываешь клюв верёвкой. 

Люди с клювами, которые хочется замотать верёвкой: так дети могут вопринимать взрослых, считает художница.
предоставлено Наташей Шалиной
Люди с клювами, которые хочется замотать верёвкой: так дети могут вопринимать взрослых, считает художница.

Хор памяти 

Старую, уже отжившую своё ткань я нашла в детском кукольном театре, по ней на сцене ходили дети. Я подштопала ткань, нашила заплаток, нарисовала девочек, подшила им воротнички из старинного кружева. Сшивая эту ткань, я соединяла не только свои детские воспоминания, но и тех, кто вязал эти кружева, и ауру детского театра. Это такая песнь воспоминаний.

На дальнем плане – групповой портрет, написанный на ткани со сцены кукольного театра.
предоставлено Наташей Шалиной
На дальнем плане – групповой портрет, написанный на ткани со сцены кукольного театра.
Выставка Наташи Шалиной "Письма из детства" занимает три зала и длинный коридор галереи Artstory: картины, скульптура, композиции из найденных предметов, работы на ткани, инсталляции, звуковое сопровождение.Открыта до 19 июня.Вход бесплатный.Адрес галереи: Москва, Старопименовский переулок, дом 14, тел. +7 (495) 650-75-54