Эффект света в живописи
Цикл «Руанский собор» насчитывает около 40 произведений. Моне пытался запечатлеть преломление света на фасаде Руанского собора в разное время суток. Всю серию он планировал продать в одни руки, чтобы сохранить её целостность. Но из-за высокой цены картины отправились в разные собрания. А две из них коллекционер Сергей Щукин в 1948 году привёз в Россию.
Холсты грунтовал сам
Это предположение специалисты сделали потому, что на оборотной стороне картин отсутствует клеймо продавца или производителя художественных материалов. Обычно такие ставили на готовый холст – загрунтованный и натянутый на подрамник. Поэтому учёные считают, что Моне купил и то и другое по отдельности и собрал основу для картины самостоятельно.
Писал картину без эскиза
В этой работе Моне интересовали только световые и тональные эффекты, поэтому рентгенография и съёмка в инфракрасной зоне не выявили эскиза. Грунт на холсте тоже необычный, состоит из слоя глютинового клея и тонкой грунтовки из смеси свинцовых белил и мела, подкрашенной охрой на льняном масле. В XIX веке часто грунтовали льняным маслом – оно было дешевое.
Интересовала фактура
Как основу для высветленной гаммы Моне использовал свинцовые белила. Он не применял растворитель, а краски выдавливал прямо из тюбиков то впритирку, то густыми мазками. Отчасти именно это помогло специалистам понять, что картина «Руанский собор в полдень» оказалась для Моне в разы сложнее – слоёв на ней больше почти в 4 раза, чем на «Руанском соборе вечером».