Эксперты сходятся во мнении, что итоговое коммюнике вышло поверхностным, и это вызывает опасения перед климатическим саммитом в Глазго.
В целом на саммите обсуждались обычные экологические вопросы – ограничение глобального потепления до полутора градусов по Цельсию, сокращение выбросов парниковых газов, разработка национальных программ, которые смягчали бы последствия изменения климата, уменьшение использования угля и так далее.
Однако осторожные формулировки, приведённые в коммюнике, показывают, что каких-то прорывов ждать не приходится – по крайней мере до саммита в Глазго.
Financial Times пишет, что, с одной стороны, участники договорились о прекращении вложения средств в угольные электростанции в развивающихся странах к концу этого года. С другой же – страны, члены "Большой двадцатки", не закрепили в коммюнике обязательства самим отказываться от угольной энергетики. Да и отказ от финансирования других стран можно приостановить, если страна-реципиент докажет, что использует технологию снижения выбросов. А Bloomberg обратили внимание, что в коммюнике нет конкретики относительно сокращения выбросов загрязняющего атмосферу метана.
– Итоговое коммюнике в части, касающейся климатической повестки, поражает своей расплывчатостью и декларативностью, – рассказал Metro эколог и климатолог Александр Шувалов. – Впрочем, это было ожидаемо в свете, скажем так, разности в позиции развитых (золотого миллиарда) и развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия и другие), для которых на первом плане стоят проблемы экономического роста, основанного на увеличении энергетической составляющей. Поэтому в итоговом документе приводятся только общие фразы и приверженности Парижскому соглашению по климату, ставящему своей целью ограничить глобальный рост температуры полутора градусами. Но уже нет упоминаний о достижении углеродной нейтральности к 2050 году, что в первую очередь вытекает из позиции Китая и России, декларирующих достижение этой цели к 2060 году. Не хочется быть Кассандрой, но создаётся впечатление, что таким же необязательным и формальным будет итог климатического саммита в Глазго.
Немало шума наделало и заявление президента США Джо Байдена, который был разочарован позицией России по обязательствам по борьбе с климатическими изменениями. "Де-факто они не явились", – подчеркнул глава государства. Однако президент России Владимир Путин выступил на саммите в режиме видеоконференции и сделал ряд заявлений. В частности, отметил, что доля безуглеродных источников энергии в стране превышает 40%, а с учётом использования газа эта доля составляет около 86%. При этом, по словам Путина, климат в России теплеет даже быстрее, чем в среднем в мире – так, за 10 лет средняя температура выросла на полградуса. В связи с этим он призвал наращивать поглощение парниковых газов в мире.
– Я бы хотел добавить и то, что он сказал про поглощающую способность наших лесов, – отметил Шувалов. – Кстати, он не впервые говорит об опережающем увеличении температуры в России, что характерно для высоких широт всего Северного полушария. Но это не отменяет позиции нашей страны о достижении углеродной нейтральности в 2060-м. Каждый раз Путин призывает к более тесному сотрудничеству в области энергетики и климата, учёту особенностей всех стран и так далее.
Александр Васильевич напомнил, чем так важны экологические вопросы и почему страны "Большой двадцатки" с такой натугой принимают решения, прячась за размытыми формулировками.
– Тут дело даже не в отсутствии технического решения, а в экономических издержках, – подчеркнул эксперт. – Потому что большая часть населения планеты хочет вырваться из нищеты и мечтает о достойном уровне жизни, а его невозможно обеспечить при том уровне энергообеспеченности, который есть у большинства стран третьего мира. Важно решить вопросы потепления и углерода. CO2 и парниковые газы, их концентрация, а именно увеличение концентрации в индустриальную эру сильно, практически на 100% коррелирует с резким ростом температуры. Она колебалась и в предыдущие эпохи, но именно сейчас, в последние 50 лет, она так сильно коррелирует с выбросами индустриальных парниковых газов, к которым относится не только CO2, но и метан и другие "вредности".
ДРУГИЕ ТЕМЫ САММИТА
БОРЬБА С КОРОНАВИРУСОМ. Основной вопрос – вакцинирование. Отмечается, что к концу 2021 года планируется, что от ковида будет вакцинировано 40% населения. К середине следующего, согласно планам, цифра будет увеличена почти вдвое – 70%.
ВОПРОС МИГРАНТОВ. Вновь говорилось о проблеме нелегального использования иностранной рабочей силы, а также о тяжёлых условиях содержания таких рабочих.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. Он вытекает из пандемийной ситуации, которая влияет на многие сферы – в частности, туризм. Предлагаются меры по поддержке тех бизнесов, которые подверглись наибольшему урону, – например, введение минимального корпоративного налога (15%).