Климат повлияет на стоимость билетов

Сегодня авиапутешествия уже не кажутся роскошью – купить билет на самолёт могут не только богатые. Metro выяснило, будет ли так и дальше
Климат повлияет на стоимость билетов
Thomas Lohnes / 2020 Getty Images
Проблема для природы в том, что рейсов становится всё больше, в то время как цена на них становится ниже.

В недавнем интервью BBC Эд Бастиан, глава Delta Air Lines – второй по величине авиакомпании в мире, заявил, что борьба с изменением климата сделает авиапереёты дороже. В настоящее время, по данным Между- народного энергетического агентства, на авиацию приходится около 2,5% выбросов углекислого газа, виноватых в парниковом эффекте. Пока что эксперты не могут пред- ложить лучшего решения проблемы, чем банальное сокращение числа полётов. А летать люди станут меньше тогда, когда вырастет цена на перелёт.

– Посчитайте сами: транс- атлантический рейс туда и обратно приводит к выбросу парниковых газов, эквивалентному 1,6 тонны CO2 на человека. Для сравнения: именно столько он "надышит" за год, – объясняет Metro Авит Бхоумик, учёный-эколог в шведском Карлстадском университете. – Сегодня эти выбросы происходят только от 5% населения земного шара, которое может позволить себе летать. Но, как мы знаем, за последнее десятилетие популярность гражданской авиации растёт более чем на 5% в год. Одновременно с этим авиабилеты становятся дешевле и дешевле. Поэтому неудивительно, что ожидается увеличение количества пассажиров и, как следствие, резкое увеличение выбросов парниковых газов.

Делают недостаточно

Хотя авиакомпании и объявили о своих климатических обязательствах перед планетой, эксперт Бхоумик считает, что никаких серьёзных действий они пока что не предпринимают.

– Международные рейсы попрежнему освобождены от экологических налогов, а чартерных рейсов за рубеж становится всё больше, – говорит специалист. – Во время пандемии крупные авиакомпании получили стимулирующие средства, поскольку их оборот сократился на 50% в период с 2019 по 2020 год. Но в этих финансовых пакетах не было условий для инвестиций в экологически чистые самолёты или слов об уплате экологических налогов. То есть авиакомпании эти деньги потратят на то, что им выгодно. И вряд ли это забота об экологии.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, из-за растущей популярности международных и чартерных рейсов спрос на авиационное топливо удвоится до 2050 года. Количество пассажирских рейсов тоже вырастет – с 4,5 млрд до 10 млрд. Пока что число пассажиров можно снизить только за счёт поднятия цен. Это, конечно, не понравится потенциальным пассажирам, но куда хуже не летать вообще никуда через 50 лет, потому что природа будет не в состоянии справляться с углекислым газом.

Законы физики

Есть ещё одна очень интересная причина, почему из-за климатических особенностей возрастёт нужда в топливе. Дело в том, что из-за повышения темпера- туры воздуха его плотность уменьшается. Он разряжает- ся, и это меняет особенности взлёта самолётов – им приходится набирать более высокую скорость. Этого они могут достигнуть либо за счёт увеличения длины взлётной полосы (что сделать тяже- лее, так как инфраструктура аэропортов уже выверена с инженерной точностью), либо за счёт увеличения объёмов топлива. Скорее всего, авиакомпании прибегнут к последнему варианту. Есть и третий вариант – сокращение числа рейсов в жару, но на это компании вряд ли за- хотят пойти.